Типология юридического конфликта

Страница 1

Юридические конфликты, как и другие социальные конфликты, подразделяются на несколько типов по различным основаниям. По субъектам отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по времени протекания - краткосрочными и затяжными; по методам воздействия - насильственными и ненасильственными.

Выделяем конфликты, различающиеся:

1. По отраслям права, потому что они связаны с различными областями законодательства: административным, гражданским, трудовым, семейным, финансовым, уголовным, уголовно-процессуальным правом. Бывают смешанные конфликты, которые одновременно относятся сразу к нескольким сферам права: например, конфликты, относящиеся к сфере административного и трудового права, трудового и конституционного права и т.д. Наиболее известными и опасными для общества, безусловно, являются конфликты, относящиеся к сфере уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового права, хотя их количество и меньше числа конфликтов, относящихся к гражданскому, административному и семейному праву. Особое место занимают конфликты межнациональные, связанные с нормами международного права.

2. В зависимости от характера соответствующих правовых норм конфликты разделяются на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Нарушение запрещающей нормы приводит к конфликту государства в лице специальных органов с допустившим нарушение физическим или юридическим лицом. Примером может служить конфликт, возникающий между егерями и браконьерами в результате нарушения последними определенных запретов. При нарушении обязывающих норм возможен конфликт между государством (представителем власти) и обязанным лицом, причем как обязанное лицо должно выполнять норму, так и представитель власти должен требовать от этого лица ее выполнения, в противном случае он сам вступит в конфликт с государством. Нарушение уполномочивающей нормы приводит к конфликту между уполномоченным субъектом и частным лицом, интересы которого могут быть нарушены действиями этого уполномоченного субъекта. Например, такие конфликты возникают из-за злоупотребления должностными лицами своими служебными обязанностями.

3. Конфликты, возникающие в ходе деятельности системы правоприменительных и правоохранительных органов, связаны с работой прокуратуры, суда, милиции, органов безопасности. Как известно, работа правоохранительных органов не застрахована от ошибок, некомпетентности, превышения служебных полномочий. Могут возникнуть конфликты и между отдельными правоохранительными и правоприменительными органами, например, между адвокатурой и органами следствия. Из-за противоречивости норм права возникают нормативно-правовые конфликты. Здесь можно выделить . противоречия между двумя или несколькими нормативными актами (например, между законами субъектов федерации и Конституцией РФ), между нормами права и правоприменительной практикой, противоречия между несколькими правоприменительными актами, различия в понимании правовых норм. Законы многих субъектов федерации, в особенности автономных республик имеют противоречащий конституции характер. Различия в понимании правовых норм также служат поводом конфликтов местной и федеральной власти. Известно, что некоторые правовые акты можно толковать неоднозначно, что вызывает противоречия в деятельности ветвей власти.

4. По противоречивости самого права - нормативно-правовые конфликты. Одни нормы права могут не соответствовать другим нормам права, что наиболее характерно для нестабильного общества, меняющего правовую систему в целом. Однако и в относительно благополучных обществах в силу сложности социальных отношений неизбежна "нестыковка" ряда законов и других правовых актов. По указанному основанию можно выделить конфликты, порожденные.

а) противоречиями между двумя или несколькими нормативными актами. Так, активное нормотворчество в России последних лет на федеральном и региональном уровнях привело к несоответствию конституций республик и уставов краев, областей положениям Конституции России, что в свою очередь вызвало многочисленные конфликты. Конфликтогенно также противоречие между законами и подзаконными актами;

б) противоречиями между нормами права и правоприменительной практикой. Например, законы о языке в ряде республик бывшего СССР в целом отвечают логике права и справедливости, но правоприменение их зачастую дискриминационно по отношению к гражданам некоренных национальностей;

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государства от внутренних и внешних угроз
Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сферах организации обороны государства, политического руководства Вооруженными Силами, управления войсками. Президент в соответствии с Конституцией формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобо ...

Понятие и структура криминалистической характеристики разбойных нападений
Термин "криминалистическая характеристика преступления" появился в криминалистике в конце 60-х годов. Прежде чем приступить к описанию криминалистической характеристики разбойных нападений, автор считает необходимым рассмотреть общие вопросы о понятии и содержании криминалистической харак ...

Злоупотребление полномочиями. Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами
Общественная опасность преступления состоит в том, что, злоупотребляя своими служебными полномочиями, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, дезорганизуют нормальную работу тех структур, где они осуществляют свою деятельность, наносят вред общественным отношени ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru