Право и закон » Защита прав потребителей в торговом обслуживании » История возникновения и развития института защиты прав потребителей в России

История возникновения и развития института защиты прав потребителей в России

Страница 1

Для натурального хозяйства, существовавшего на протяжении большей части истории человечества, характерны прямые экономические связи. Оно развивалось по формуле "производство - распределение - потребление", т.е. созданная продукция распределялась между всеми участниками производства и использовалась в личном и производственном потреблении. В этой ситуации индивиды потребляли преимущественно то, что сами произвели.

Естественно, в ходе производства у них иногда образовывались излишки, и поэтому наряду с распределением в экономике натуральных хозяйств встречаются отношения обмена (рынок), но они не играют существенной роли, поскольку основные нужды индивидов могут быть удовлетворены и без них.

Таким образом, в условиях натурального хозяйства потребитель редко выходит на рынок, и значимость его взаимодействия с продавцом или с производителем товаров, работ и услуг для него в большинстве случаев не существенна. Кроме того, профессиональных торговцев мало.

Поэтому проблема неравенства сторон и защиты прав потребителей может существовать, но не имеет острого характера. Нормы гражданского и торгового права, основанные на принципе формального равенства сторон, в полном объеме справляются с регламентацией подобных отношений.

В связи с этим вряд ли целесообразно искать "корни" норм о защите прав потребителей среди законов Древнего Рима или Древней Руси, как, например, это делают некоторые исследователи, считая, что в отличие от древнеримского права исторические памятники Древней Руси не имели норм, касающихся слабой стороны договора. Это связано с тем, что в начальный период формирования гражданского законодательства Российское государство представляло интересы феодальной аристократии, и нормы, защищающие категории людей, находящихся не в их составе, не могли найти должного отражения.

В праве Древней Руси норм о защите слабой стороны действительно не было, но связано это с тем, что в них не было никакой объективной необходимости в силу незначительности рыночных отношений, а значит, сама проблема неравенства сторон не могла возникнуть.

В Древнем Риме же, как отмечают многие экономисты и историки, относительно развитые товарные отношения присутствовали, но все равно натуральное хозяйство имело доминирующие позиции. Поэтому, например, требования римского частного права о передаче покупателям товаров только надлежащего качества (на которые ссылается А.В. Дашко) имели целью упорядочивание хозяйственного оборота, а не установление специальной защиты для экономически слабого субъекта.

Когда же защита прав потребителей приобрела актуальность? На наш взгляд, это могло случиться лишь в результате перехода от натурального хозяйства к товарному (индустриализации).

В отличие от традиционного производства, промышленное создание благ предполагает возникновение косвенных связей между производителем и потребителем. Другими словами, в уже упомянутую формулу добавляется еще одно звено: производство - распределение - обмен - потребление.

Это означает, что в результате разделения труда потребители более не могут удовлетворять свои возрастающие нужды собственными силами и вынуждены вступать в отношения обмена. Следовательно, значимость рыночных отношений многократно возрастает, и в итоге рынок становится основным источником благ для потребителей.

Теперь потребитель - это не только "лицо или организация, потребляющие продукты чьего-нибудь производства", но и один из двух основных участников рыночных отношений. Его основным контрагентом становится предприниматель, т.е. профессиональный участник рынка, проводник благ от производителя к потребителям. Как отмечают экономисты, предприниматель и потребитель - это две части единого целого, находящиеся в состоянии борьбы друг с другом. Такая "борьба", характеризующаяся неравенством сторон, и ложится в основу рыночной экономики.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Доступ к информации и открытость государства
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: введение законодательной нормы об обязательной публикации всех нормативных актов всех органов государственного управления различного уровня на веб-сайтах, в средства массовой информац ...

Основные права работодателя
Работодатель имеет право (ст. 22 ТК РФ): заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективн ...

Субъективные признаки
Субъективная сторона похищения характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно изымает потерпевшего из привычной среды с перемещением в другое место, и желает этого. Мотивы и цели похищения могут быть различными, чаще всего это корысть, то есть стремление получить за похищенного выг ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru