Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Как своеобразному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки.
Право состоит из нормативных установок.
Нормативность – явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.
Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативный язык, правила грамматики.
Право выражает идеи справедливости и свободы.
Справедливость и свобода – извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Свобода – неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя и законодательно оформленные.
Право имеет свой предмет отражения.
Это власть, государство и порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.
Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
Это способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается только поведения.
Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство.
Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существует в разнообразной форме – в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений.
Специфические признаки права:
Право – возведенная в закон воля.
Формальная определенность права. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности правовых предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил юридической техники.
Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности. Системность в право приносится именно законодательством.
Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.
Право – это равный масштаб по отношению к разным людям.
Охрана права государством.
Дееспособность граждан и случаи ее ограничения
Под гражданской дееспособностью физического лица (гражданина) понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность в своём понятии предполагает осознанную и правильную оценку человеком со ...
К вопросу о понятии
экспертизы и ее развитии
Наука уголовно-процессуального права до знаменитой судебной реформы 1864 года рассматривала экспертизу в качестве непосредственного источника убеждения судьи, указывая, что взгляд сведущих лиц вполне может заменить мнение судьи или лица, ведущего производство по уголовному делу. Заметим, что в этом ...
Значение и особенности института референдума в некоторых государствах
Значение референдум состоит в том, что он дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Но не стоит считать референдум «панацеей» для демократии, референдум может также стать манипулятивным приемом. Во-первых, вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда д ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).