Право и закон » Принципы предпринимательского права » Отраслевые принципы предпринимательского права

Отраслевые принципы предпринимательского права

Страница 1

Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.

В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.

Законность в предпринимательской деятельности. Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.

Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности. Еще Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)» было предусмотрено, что при нарушении прав предприятий актом государственного органа предприятие имеет право потребовать признания такого акта недействительным полностью или частично и возмещения ущерба, причиненного его выполнением. Это положение с различными модификациями воспроизводилось позднее в других нормативных актах как СССР, так и России. В настоящее время данный вопрос регулируется ст. 13 ГК РФ.

До начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.

Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, осуществляющими контроль за их деятельностью. Некоторые меры, направленные на предотвращение таких нарушений, предусматриваются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Принцип законности должен соблюдаться и при издании нормативных актов. В прошлом права предприятий нередко нарушались путем издания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам и постановлениям правительства. Во избежание этого в настоящее время введен порядок контроля за законностью ведомственных нормативных актов со стороны Минюста России. Этот порядок определяется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009. Каждый ведомственный нормативный акт, имеющий общее значение, до его издания должен представляться в Минюст России для контроля и регистрации, которая осуществляется лишь в случае его соответствия законам, президентским указам и правительственным постановлениям. Только после регистрации и официального опубликования ведомственные нормативные акты вступают в силу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Стратегический анализ Одинцовского муниципального района
SWOT-анализ - это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы. Цель SWOT-анализа - сформулировать основные направления развития чере ...

Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов и доказывание юридических фактов
Всякий юридический факт, представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно ...

Право собственности
Основные характеристики содержания права собственности одинаковы для любой формы собственности и определены в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущест ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru