Власть рассматривается как совокупность полномочий, компетентности, коммуникабельности и базируется на нормах, правилах и требованиях. Умение распоряжаться этой властью предполагает знание организационной структуры организации, роли и взаимоотношений групп и отдельных субъектов, их интересов, понимание стратегии и тактики.
В организационном процессе власть используется для управленческого воздействия и существует у того, кто может ее использовать потенциально, а также является функцией взаимозависимости, т. е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость – баланс власти.
Структура власти представлена следующими элементами: субъекты, объекты, ресурсы, источники, функции, см. табл. 1.1.
Таблица 1.1
Элементы власти
|
ВЛАСТЬ | ||||
|
Субъекты власти |
Объекты власти |
Ресурсы власти |
Источники власти |
Функции власти |
|
Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. |
Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д. |
Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д. |
Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес, и др. |
Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация. |
Выделяют следующие источники власти:
экономические (собственность на землю, финансовые, сырьевые, энергетические ресурсы);
правовые (трудовые договоры, контракты и пр.);
социальные (власть, закрепленная трудовым коллективом);
моральные (профессионализм, компетентность, нравственные принципы).
Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры:
общественном, что охватывает наиболее сложные социально-политические отношения;
на уровне отдельных их социальных подсистем, объединяющая коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и другие коллективы);
личном.
На всех этих уровнях власти реализуется через институты, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (политических лидеров, работников аппарата управления, органов власти).
Выделенные уровни (в зависимости от типа политического строя и т.д.) делятся на две формы: структуры легальные, официальные, формализованные и не легализованные, неформальные, неофициальные (например, влиятельные группы и лица, приближенные к господствующей власти).
Совокупность указанных уровней и форм власти составляет ее общую структуру, приобретает пирамидальной строения: в основе - общество в целом, ближе к основанию - господствующие слои общества (классы, партии и/или группы единомышленников), определяющие политику и формируют власть, на вершине - реальная или формальная власть - правительство, президент, парламентарии.
Таким образом, власть организуется и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях:
Иск о признании права собственности
Наряду с виндикационным и негаторным иском существует еще один вещно-правовой способ защиты права собственности – иск о признании права собственности. Следует отметить, что в Гражданском кодексе РФ нет нормы, посвященной данному иску. Как считает, М.Б. Братусь это объясняется во многом весьма неодн ...
Порядок заключения договора государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд
Как отмечалось ранее, роль специальных правил, устанавливающих основания и порядка заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, выполняют нормы, содержащиеся в ст. 527 и 528 ГК, которыми регулируются основания и порядок заключения государственного ко ...
Общие положения о субъектах предпринимательской деятельности
Для того, чтобы стать предпринимателем, свободно и на законных основаниях заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли или личного дохода, необходимо приобрести статус предпринимателя. Следовательно, предприниматель – это понятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).