Историческое отношение к законам в России

Страница 1

Об исторически сложном отношении к законам в России говорилось всегда и первопричина здесь отнюдь не в плохих законах. Например, «Свод законов Российской империи» – это уникальный юридический памятник, аналоги которого достаточно сложно найти в мировой практике. Но даже эти законы исполнялись далеко не всегда.

Некоторые историки сходятся во мнении, что причина проблемы сокрыта в двойственности нашего к закону отношения. По мнению профессора, доктора исторических наук Аполлона Григорьевича Кузьмина, весьма оригинально и точно такого рода двойственность подметил Александр Николаевич Островский в «Горячем сердце». В сюжете пьесы градоначальник спрашивает купцов: «Как вас мне вас судить? Ежели судить вас по законам, так законов у нас много .» И тут же пугает пухлыми томами Свода российских законов. «Так вот, друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне бог на сердце положит?» Купцы взывают к «совести», и не только потому, что не знают о содержании этих томов – просто они привыкли к другому…

Многие современные государства формировались под влиянием лозунгов французской буржуазной революции. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 год провозгласила, что « все то, что не запрещено законом, то дозволено». В России же примерно в это время, в своде законов, установленным Петром I , существовала норма, по которой «полиция пресекает всякую новизну, законам противную». Но почему в Европе, под правовую модель которой в разные времена неоднократно пытались подвести государство российские власти, законы уважают, а у нас в стране, по большому счету, нет? Неужели Россия значительно менее цивилизованное государство, как иногда заявляют на Западе? Или, все-таки, дело в историческом аспекте? В частности, в одном из, пожалуй, самых тяжелых периодов – в 300-летнием гнете татаро-монголов, в ходе которого страну неустанно грабили и разоряли. Так или иначе, но этот этап не мог пройти бесследно и в любом случае наложил определенный отпечаток на нашу ментальность. Да, именно ментальность, ведь иначе не объяснить столь массовое не восприятие закона.

По мнению кандидата исторических наук Меркулова В.И., наблюдения над историей всех стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное (чаще всего неосознанное) подчинение определенным формам общежития. При этом нарушение целостности или выход из изначальной территориальной общины практически всегда ведет к утрате специфического менталитета. Пример – современная Европа, на большей части которой в течение долгого времени расселялись славяне (славяне – это группа родственных по языку народов, объединенная общностью происхождения).

По большому счету, понимая историческое отношение к законам в России, нужно лишь разделить все население на две группы – крестьян и не крестьян. По сути, у крестьян не было потребности в государственных письменных законах за все время существования Российского государства. Почему? Хотя бы, потому, что в отношении них – крестьян – само государство не уважало собственные законы. Взять хотя бы крепостнический и грабительско-фискальный характер законов в период крепостного права, когда само наказание за нарушение никак не соответствовало мере вины. В частности, Василий Татищев (10.06.1686 – 15.07.1750, ученый, государственный деятель), побывав на казачьем круге, был крайне удивлен тем, что «государственные преступления ни во что не ставят, а за безделицу смертью казнят». Таким образом, будучи в состоянии постоянного гнета, в крестьянине всегда теплился огонек бунтарства – по сути, отрицания противных ему законов, от которых он не получал ничего хорошего, которые при желании мог нарушить кто угодно, будь он богаче и знатнее.

Казалось бы, после Октябрьской революции 1917 года ситуация должна была измениться к лучшему – как же, «земля – крестьянам, власть – рабочим»! Но едва ли это произошло. Напротив, постепенно власть все плотнее отделялась от народа ширмой бюрократии, на фоне чего разрастался аппарат нечистых на руку чиновников, только и делающих, что запугивающих законами окружающий их «простой люд». В результате, получилась так, что и на этом этапе власть сама, своими деяниями – действием и бездействием, инициировала неуважение к собственным же законам.

Указывая на то, что отношение к законам, как к регулирующей общественной норме, зависит от менталитета народа, складывающегося столетиями, профессор, доктор исторических наук Аполлон Кузьмин как бы подводит черту: славянская община, широко принимая в свой состав иноплеменников, сформировала специфические неписаные законы – так называемые «понятия», позволяющие человеку существовать в разнородном коллективе. И эти внутренние «понятия», регулирующие распорядок общинной жизни, всегда будут находиться в конфликте с законом, «навязанным» общине сверху.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения
Теперь обратимся ко второму значению правовой системы, более тесно связанному с компаративистикой. Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-Х. Эберт и М. Рейнстайн – «правовые круги», И. Сабо – «форма правовых систем», С.С. Алексеев – «структ ...

Консульские привилегии и иммунитеты
Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников. Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие: неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломат ...

Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Статья 123 Регламента Государственной Думы определяет, что второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета об итогах рассмотрения законопроекта и о рассмотрении поступивших поправок. Затем выступают полномочный представитель Президента в Государственной Думе, представители ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru