«Референдум - право граждан принять или отклонить решение органа власти посредством общенародного голосования. Если процедура голосования может быть инициирована исключительно по решению властей, то речь идет не о референдуме, а о плебисците.»
Поскольку тема курсовой работы предполагает обозначить соотношение референдума и плебисцита, то поэтому первый тип классификации - по основаниям проведения, так как он принципиален.
1)Обязательный референдум (инициированный в соответствии с требованиями Конституции страны)
В рамках представительной демократии такой референдум – это реализация права граждан на окончательное решение, когда важные и самые важные политические решения принимаются самими гражданами.
2)Общенародный референдум (инициированный гражданами)
Право определенного количества граждан инициировать общенародное голосование в отношении решения, принятого властями. В результате голосования это решение либо отклоняется, либо принимается окончательно. Эта процедура призвана корректировать решения парламента в рамках представительной демократии и является сдерживающим фактором для действий правительства и парламента.
По юридической силе референдумы различаются на
1) конституционные – принимающие, изменяющие или отменяющие конституцию;
2)законодательные – принимающие, изменяющие или отменяющие законы;
3)подзаконные – принимающие, изменяющие или отменяющие подзаконные акты.
По содержанию референдумы делятся на
1)принимающие законы;
2)изменяющие законы;
3) отменяющие законы (отменительные).
По территории проведения референдумы различаются на
1)общенациональные;
2)региональные;
3)местные.
По правовым последствиям референдумы могут подразделятся на
1)постановляющие – принимающие общеобязательные решения;
2)консультативные – посредствам которых выясняется общественное мнение.
Ряд авторов по этому же принципу предлагает еще подразделение на«дозаконодательные»; «совещательные»; «послезаконодательные».
Правовые последствия могут наступить после любого вида референдума, но обязательные правовые последствия связаны только с референдумом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультативный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей. Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консультативного референдума, они не должны игнорировать общественное мнение, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать. Обязательную силу для всех органов государства, должностных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представляется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безусловно, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем референдума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством.
Вопросы, подлежащие решению посредством народного голосования, составляют предмет референдума, с которым, в свою очередь, связано деление референдумов на различные виды: конституционные и законодательные, общенациональные, региональные или местные, постановляющие и консультативные, и др.
Порядок организации общего собрания МКД
Правила проведения общего собрания собственников помещений в много квартирном доме впервые установлены в ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Собственники помещений в много квартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок пров ...
Законодательство о договоре бытового подряда
Гражданский кодекс предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Приведенная норма имеет, по крайней мере, троякое значение. Во-первых, ею под ...
Роль публично-правовых начал гражданского законодательства в
хозяйственном законодательстве
Усиление публично-правовых начал в хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере некоторых его подотраслей и институтов. При этом интересно отметить, что вопреки представлениям некоторых юристов о том, что рыночные реформы должны привести к превращению хозяйственного законодательств ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).