Право и закон » Государственное устройство

Государственное устройство

Страница 5

В настоящее время практически общепризнанна следующая точка зрения на виды субъектов.

Республика – это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

Края, области, города федерального значения – это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

Автономная область, автономные округа – это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

В отечественной литературе высказывается и другая точка зрения. Края, области, города федерального значения рассматриваются как административно-территориальные образования, а автономии – как национально-территориальные образования.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».

Часть 2 статьи 77 Конституции предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и её субъектов. Но эта система образуется только в пределах ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. Следовательно, в этих пределах правительства и министерства субъектов Российской Федерации находятся в отношениях подчинения с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами, в то время как по вопросам полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных органов. Но такая система органов исполнительной власти не исчерпывает всей проблемы организации исполнительной власти в Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». Следует подчеркнуть, что эти органы создаются только для осуществления полномочий федеральной власти, а, значит, они являются полностью независимыми от органов исполнительной власти субъектов Федерации. Такие органы на территории субъектов Федерации имеют, например, Министерство Обороны, МИД России, Госкомимущество России и др. Конституцией (ч. 2, 3 ст. 78) предусматривается возможность взаимного делегирования полномочий со стороны, как федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Такое же соглашение возможно и в отношении передачи федеральным органам осуществления части своих полномочий со стороны органов исполнительной власти субъектов Федерации.

На территории Российской Федерации действует единая судебная система и прокуратура.

Согласно конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаются Президентом РФ, так и судами в субъектах Федерации. Однако все суды образуют единую систему во главе с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, являющимися высшими судебными органами каждый в своей области. Этим организация судебной власти в Российской Федерации отличается от дуализма судебной системы в других Федерациях (например, в США), в которых на территории субъекта Федерации действуют как собственная система во главе со своим верховным судом, так и федеральные суды во главе с верховным судом Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации является общефедеральным органом в области конституционного производства, а аналогичные суды (конституционные и уставные), создаваемые в республиках, краях и областях составляют систему судов субъектов Федерации.

Статьей 79 Конституции РФ за Российской Федерацией закреплено право на участие в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Это право Россия реализует в полной мере.

Каждый субъект Федерации имеет свою территорию. Так, Конституция Республики Хакасия в статье 5 устанавливает: «Территория Республики Хакасия целостна и неприкосновенна». Часть 1 статьи 4 Устава Архангельской области определяет, что её территория не может быть изменена без согласия органов государственной власти области.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Права потребителей на безопасность товара и ответственность другой стороны договора за нарушение этих прав
Введеные в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг. Указанные законы п ...

Понятие земельных преступлений
Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность. Земельное преступление – виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголо ...

Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы
Следует выделить следующие предложения по изменению действующего законодательства с позиции социального государства, что будет реально способствовать повышению социальной защищенности граждан России от безработицы и их занятости. Во-первых, это обязательства государства, а во-вторых – обязательства ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru