Для того чтобы достаточно глубоко раскрыть содержание правовых отношений, их социально-правовую направленность, необходимо уяснить, что собой представляют предпосылки правовых отношений.
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:
материальные или социальные (общие);
юридические (специальные).
Социальные предпосылки рассматривают как условия возникновения и существования любых отношений. К ним относится, во-первых, вся совокупность экономических, политических, идеологических, социальных, духовных и других факторов, которые воздействуют на определенные общественные отношения и обуславливают необходимость их правового регулирования.
Во-вторых, социальные предпосылки включают две (или более) стороны, которые взаимодействуют между собой.
В-третьих, наличие объекта, по поводу которого субъекты и вступают в действительную юридическую связь.
Это могут быть материальные и духовные блага или поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение (средства производства, промышленные и продовольственные товары, различного рода услуги, результаты творческого, интеллектуального труда и т.п.)
И, наконец, социальные предпосылки включают жизненные интересы и потребности людей, которые осознаются ими и побуждают вступать в определенные правовые отношения для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Поэтому возникновение правовых отношений, так же как моральных, политических и других социальных отношений, зависят от осознания каждым человеком своих насущных интересов и потребностей, нравственной зрелости, его инициативы и уровня активности.
Правовые отношения, тем не менее, не могут возникнуть лишь на основе общих предпосылок. Необходимы еще и юридические (специальные) предпосылки.
Юридические предпосылки - это совокупность условий, необходимых для возникновения правовых отношений. Они включают норму права, правосубъектность, праводееспособность, юридический факт, юридическое состояние и квази-факты.
Нормы права - это зафиксированное в официальном акте государства общеобязательное правило поведения, наделяющее субъектов правоотношения взаимными правами и обязанностями.
Правосубъективность (праводееспособность) - это способность быть субъектом права, т.е. закрепленная в законе абстрактная возможность лица иметь права и нести обязанности, а также способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности.
Юридические факты - это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Юридические состояния или квази-факты - это обстоятельства, существующие длительное время и непрерывно или периодические порождающая юридические последствия, а также жизненные ситуации, имеющие вероятностный характер и рассматривающие право в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Таким образом, в заключение рассматриваемого вопроса нужно отметить, что правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Под предпосылками понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
Русское государство в конце XV – середине XVI века»
Объединение Русских земель практически завершилось, органы власти и управления, соответствующий центральному, а не удельному принципу построения и деятельности, только появлялся, в этом и состоит сложность этого времени. Раннефеодальная монархия как орган власти и дворцово-вотчинная система управле ...
Статистическая сводка и обработка первичной
информации
Статистические данные, собранные в процессе наблюдения не позволяют получить обобщающие характеристики изучаемой совокупности, выявить закономерности ее развития, так как в процессе наблюдения фиксируются характеристики только отдельных единиц совокупности. Для получения обобщающих характеристик со ...
Сущность сложившейся системы замены льгот денежной компенсацией
Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей. Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льг ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).