Право и закон » Механизмы и системы государственного управления » Государство – особая форма политической организации общества

Государство – особая форма политической организации общества

Страница 1

В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им могут быть государство, личность, орган, организация, социальная общность и др. Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии со всеобщим интересом.

Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы делят на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Итак, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.). Субъектом власти сегодня мы называем и государство – как особую форму политической организации общества.

Форма государственного управления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форма правления показывает:

§ как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру,

§ какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

§ как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,

§ в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

По указанным признакам формы государственного правления делятся на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Основания ликвидации поселений
Статья 13.1 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления", посвященная упразднению поселений, введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. №230-ФЗ. Как видно, упразднение муниципальных образований иных видов данная статья не регламентирует (следует также отметить, чт ...

Содержание коллективного договора
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Согласно ст. 41 ТК в договор можно включать взаимные обязательства работников и работодателей по следующим вопросам: · формы, системы и размеры оплаты труда; · выплата пособий, компенсаций; · механизм регулирования оплаты труда с ...

Стадия обсуждения законопроекта в Государственной Думе
Сам факт утверждения вопроса о рассмотрении законопроекта в повестке дня заседания законодательного органа служит процессуальным основанием перехода от стадии законодательной инициативы к стадии обсуждения законопроекта. Стадию обсуждения законопроект проходит перед утверждением его в качестве зако ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru