Право и закон » Механизмы и системы государственного управления » Государство как субъект управления экономикой

Государство как субъект управления экономикой

Страница 1

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны [2].

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами: во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы; во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.; в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы. Объектом государственного регулирования в самом общем виде являются макро- и микроэкономика. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы.

Государственные органы используют целый арсенал инструментов воздействия на экономическое развитие страны, которые составляют в совокупности методы государственного регулирования экономики. Они включают все действия, начиная с прогнозирования и планирования и кончая принятием решения по преобразованию, совершенствованию функционирования экономики в целом или ее отдельно взятых отраслей, частей, предприятий.

Методы государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические. Экономические в свою очередь можно разделить на прямые и косвенные. Административные методы используются в целях фиксирования юридического и хозяйственного статуса предприятий, трансформации форм собственности, финансового оздоровления, контроля за различными сторонами деятельности субъектов рынка. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, неотвратимостью, так как опираются на аппарат принуждения, который обязан действовать в случаях несоблюдения установленных правил и норм. Экономические методы составляют механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, они используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на товарных, денежных, валютных и других рынках, ориентирования деятельности субъектов хозяйствования в русле государственной экономической стратегии. Прямые методы регулирования предполагают непосредственное использование государственных ресурсов для реализации экономических проектов и удовлетворения общественных потребностей. Косвенные методы регулирования предоставляют субъектам хозяйствования свободу выбора поведения и воздействуют на их интересы с помощью экономических рычагов и регуляторов. Основными экономическими регуляторами являются налоговые ставки и пошлины, цены, тарифная система, процентные ставки, нормы амортизации, курс рубля.

К административным механизмам государственного регулирования экономики относятся также: лицензирование, стандартизация, сертификация, гигиеническое заключение, экологическая экспертиза, государственный мониторинг окружающей среды, приватизация, банкротство.

Экономические методы государственного регулирования прямого действия обусловлены принятием государством на себя ответственности за обеспечение потребностей в «общественных благах». В связи с этим государство ведет финансовую политику. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются собственными источниками доходов и правом определения направлений их расходования. Другой метод воздействия – государственные инвестиции. Для выполнения функций управления, сбалансированного развития экономики необходимо оптимальное сочетание государственных и частных инвестиций. Идеальным считается соотношение: на 1 рубль государственных вложений 3 рубля частных. Государственные инвестиции базируются на предложениях Президента РФ, Правительства РФ и в полной мере отвечают общенациональным интересам, реализуются через федеральную инвестиционную программу целевые программы. Государственный заказ является общепринятой эффективной формой регулирования экономики. Он способен вызывать мультипликаторный спрос; с его помощью государство не только удовлетворяет общественные потребности, но и воздействует на масштабы и структуру производства, рынки сбыта, способствует укреплению плановых начал в экономике. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень государственных предприятий, поддерживаемых ими путем предоставления первоочередных прав на получение городских и муниципальных заказов.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Понятие источника права
Говоря об источниках права, следует помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», т.е. «правда, справедливость». Различают естественное и позитивное право. 1. Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванн ...

Кража интеллектуальной собственности
Этот вид преступного бизнеса наносит наибольший вред развитым странам. Больше других страдают фирмы-производители компьютерных программ, кинокомпании и авторы литературных бестселлеров. По подсчетам Ассоциации американских производителей программного обеспечения, ущерб только от незаконного использ ...

Прекращение государственно-служебных отношений
Государственная служба прекращается в результате увольнения государственной служащего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица. Основания увольнения по инициат ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru