Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ). Публичный договор (ст. 426 ГК РФ) является частным проявлением этого положения. Он ограничивает определенную категорию предпринимателей в свободе договора. А именно, в свободе выбирать контрагента по своему усмотрению и в свободе определять условия договора (п. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ). Цель публичного договора – защита «слабой» стороны в договоре и установление в экономическом правоотношении фактического, а не юридического равенства сторон. В связи с этим важно правильно определить, какие отношения подпадают под режим публичного договора и как действует механизм ограничения свободы этих отношений. Неправильное толкование будет способствовать либо необоснованному ущемлению прав предпринимателей, либо обратившихся к ним лиц.
Нормы о публичном договоре распространяются на огромную часть коммерческого оборота. Достаточно сказать, что только Гражданский кодекс РФ отнес 16 видов договоров к публичным, из которых многие (например, договор розничной купли-продажи, энергоснабжения, перевозки транспортом общего пользования) составляют «львиную» долю в общей массе заключаемых в обществе сделок (смотри Приложение). Неправомерное ограничение свободы договора, путем использования правил о публичном договоре, может создать ситуацию, когда принцип свободы договора для коммерческих отношений в любой предпринимательской деятельности будет только декларацией на бумаге. В связи с этим перед теорией и практикой стоят задачи уточнения понятия публичного договора и механизма его применения.
Публичный договор (как и статья 426 ГК РФ) является новым понятием (ГК РФ 1994 г.). В связи с этим существенных работ непосредственно по данной теме не было. Исследования большинства авторов, предметом которых был публичный договор, как правило представляют собой статьи. Отдельные монографии, книги не издавались. Все сказанное в совокупности и предопределяет актуальность и необходимость настоящего исследования.
Объектом настоящего исследования является публичный договор как правовое явление, сущность которого заключается в ограничении отдельной категории предпринимателей в свободе договора, а так же в защите «слабой» стороны в договоре. Предмет исследования – отдельные элементы публичного договора.
Для написания реферата использованы труды Аминова В. и Шкарина А., Дедикова С., Гражданский Кодекс РФ, а также система «КонсультантПлюс».
Особенности судебного следствия по делам о
применении принудительных мер медицинского характера
В судебное заседание вызываются потерпевшие, свидетели, законные представители, эксперты. Вопрос о вызове лица, о котором рассматривается дело, решается с учетом мнений эксперта-психиатра. Это не обязанность, а право судьи. Разбирательство дела о применении принудительных мер медицинского характера ...
Самозащита в системе основных способов защиты трудовых прав
Правовой основой осуществления самозащиты трудовых прав является ст. 45 Конституции РФ. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы, в том числе и в сфере труда, всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем работники и работодател ...
Прекращение государственно-служебных отношений
Государственная служба прекращается в результате увольнения государственной служащего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица. Основания увольнения по инициат ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).