Право и закон » Налоговые правоотношения в Российской Федерации и пути их совершенствования

Налоговые правоотношения в Российской Федерации и пути их совершенствования

В настоящее время возникла необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налоговых правоотношений.

Еще в начале 20-го века известный правовед И.И. Янжул писал: «Ни одна ветвь финансового законодательства не имеет такого важного значения, как законы, относящиеся к определению и взиманию податей, и ни одна часть финансовой науки не обладает таким выдающимся практическим интересом, как та, которая имеет своим предметом исследование оснований рациональной податной системы».

Данное утверждение не потеряло своей актуальности и по прошествии столетия, поскольку в России правовая сфера налоговой деятельности претерпевает постоянные изменения, обусловленные становлением рыночных отношений и развитием федеративной природы государства. Процесс реформирования экономики, возросшая роль налогов при осуществлении государством и муниципальными образованиями их финансовой деятельности, развитие финансового законодательства привели к необходимости глубокого изучения многих правовых институтов и категорий, в том числе налоговых правоотношений.

Современное налоговое законодательство России не содержит основных экономических и юридических параметров, обеспечивающих комплексную правовую регламентацию налоговых правоотношений. Следовательно, для эффективного функционирования налоговой системы Российской Федерации необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы и совершенствование применения норм законодательства о налогах и сборах, что невозможно без проведения детальных исследований налоговых правоотношений с целью разработки теоретических основ эффективного налогообложения и обеспечения стабилизации законодательства о налогах и сборах. Целесообразность и эффективность осуществляемых в России налоговых реформ будет намного выше, если в их основу положить имеющийся теоретический и практический опыт правового регулирования.

В связи с этим крайне важным представляется изучение налоговых правоотношений, их содержания и специфики с тем, чтобы выработать конкретные предложения по оптимальному регулированию сферы налогообложения, а также необходим анализ состояния законности в этой сфере в целях определения направлений ее обеспечения и укрепления.

Практическая значимость работы состоит в том, что налоговые поступления составляют основную доходную часть бюджетов всех уровней, от размера которых напрямую зависит экономическое состояние Российской Федерации, уровень жизни ее населения. Следовательно, несовершенство налогового законодательства в Российской Федерации, проблема неудовлетворительного состояния законности в сфере налогового права требуют разработки конкретных и применимых на практике предложений по совершенствованию налоговых правоотношений, профилактике налоговых правонарушений как одного из направлений обеспечения законности в Российской Федерации. Вышеуказанные обстоятельства определили актуальность, практическую значимость и выбор темы исследования.

Состояние научной разработки темы. Вопросам общей теории правоотношений посвятили свои труды Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Ю.Г. Гревцов, О.С. Иоффе, Ю.М. Козлов, Ю.Г. Ткаченко, и др.

Налоговые отношения исследовали такие ученые XIX - начала XX веков, как С.И. Иловайский, В.А. Лебедев, И.Х. Озеров, Н.И.Тургенев, И.И. Янжул и другие ученые.

В современный период отдельные аспекты данной проблемы изучали В.В. Бесчеревных, А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, Л.К. Воронова, Р.Ф. Захарова, М.В. Карасева А.Е. Крайнев, Л.Ю. Кролис, А.А. Меньков, А.М. Макаров и др.

Объектом исследования выступают налоговые правовые отношения, как общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Предметом данного исследования являются нормы права, регулирующие осуществление налоговых правоотношений между налогоплательщиками и государством в Российской Федерации.

Цель исследования заключается в анализе налоговых правоотношений, выявлении их особенностей и специфики состава по сравнению с иными финансовыми правоотношениями, определении их места и роли в процессе реализации налоговой политики государства в целях повышения эффективности налогообложения.

Для осуществления поставленной цели в работе решались следующие взаимосвязанные задачи:

сформулировать определение налоговых правоотношений; выявить их общие и специфические признаки;

классифицировать налоговые правоотношения по различным основаниям, проанализировать содержание, структуру налоговых правоотношений, объектно-субъектный состав;

разработать пути совершенствования налоговых правоотношений.

Методологической основой исследования явились общенаучные и частно-научные методы познания, в том числе диалектический, исторический, формально-логический методы, а также анализ, синтез, наблюдение и сравнение.

Нормативную основу работы составили Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, решения и постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ и др.

Теоретическую основу работы составили работы российских правоведов: А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, А.Н Козырина, Т.Л. Комаровой, И.И. Кучерова, О.А. Ногиной, С.Г. Пепеляева. В работе использованы публикации в научных журналах, материалы научных и практических конференций, авторефераты диссертаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Требуется внести изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ и принять в следующей редакции: «Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), со дня регистрации которых прошло более одного года, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным формам в электронном виде».

2. Следует изменить п.3 ст. 93 НК РФ и принять в следующей редакции: «В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение трех дней, следующих за дне получения требования о предоставлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности предоставления в указанные сроки документов с указанием причин».

3. Внести изменения в п. 2 ст. 119 НК РФ и принять следующую редакцию: «влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей к уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или не полный месяц начиная с 181 дня, и не менее 1000 руб.»

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Смотрите также:

Природоохранительная
В природоохранной сфере функцией государства является охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности – вот о ...

Установление консульских отношений
Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отнош ...

Понятие и сущность предмета "Административное право"
В условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь возникают изменения не только в экономической политической и социальной жизни, но и в сфере образования. Какую бы профессию не выбрали молодые люди, в какое учебное заведение ни поступили бы для продолжения образования, окон ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru