Право и закон » Налоговые правоотношения в Российской Федерации и пути их совершенствования

Налоговые правоотношения в Российской Федерации и пути их совершенствования

В настоящее время возникла необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налоговых правоотношений.

Еще в начале 20-го века известный правовед И.И. Янжул писал: «Ни одна ветвь финансового законодательства не имеет такого важного значения, как законы, относящиеся к определению и взиманию податей, и ни одна часть финансовой науки не обладает таким выдающимся практическим интересом, как та, которая имеет своим предметом исследование оснований рациональной податной системы».

кабельные стойки и полки оцинкованные в России

Данное утверждение не потеряло своей актуальности и по прошествии столетия, поскольку в России правовая сфера налоговой деятельности претерпевает постоянные изменения, обусловленные становлением рыночных отношений и развитием федеративной природы государства. Процесс реформирования экономики, возросшая роль налогов при осуществлении государством и муниципальными образованиями их финансовой деятельности, развитие финансового законодательства привели к необходимости глубокого изучения многих правовых институтов и категорий, в том числе налоговых правоотношений.

Современное налоговое законодательство России не содержит основных экономических и юридических параметров, обеспечивающих комплексную правовую регламентацию налоговых правоотношений. Следовательно, для эффективного функционирования налоговой системы Российской Федерации необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы и совершенствование применения норм законодательства о налогах и сборах, что невозможно без проведения детальных исследований налоговых правоотношений с целью разработки теоретических основ эффективного налогообложения и обеспечения стабилизации законодательства о налогах и сборах. Целесообразность и эффективность осуществляемых в России налоговых реформ будет намного выше, если в их основу положить имеющийся теоретический и практический опыт правового регулирования.

В связи с этим крайне важным представляется изучение налоговых правоотношений, их содержания и специфики с тем, чтобы выработать конкретные предложения по оптимальному регулированию сферы налогообложения, а также необходим анализ состояния законности в этой сфере в целях определения направлений ее обеспечения и укрепления.

Практическая значимость работы состоит в том, что налоговые поступления составляют основную доходную часть бюджетов всех уровней, от размера которых напрямую зависит экономическое состояние Российской Федерации, уровень жизни ее населения. Следовательно, несовершенство налогового законодательства в Российской Федерации, проблема неудовлетворительного состояния законности в сфере налогового права требуют разработки конкретных и применимых на практике предложений по совершенствованию налоговых правоотношений, профилактике налоговых правонарушений как одного из направлений обеспечения законности в Российской Федерации. Вышеуказанные обстоятельства определили актуальность, практическую значимость и выбор темы исследования.

Состояние научной разработки темы. Вопросам общей теории правоотношений посвятили свои труды Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Ю.Г. Гревцов, О.С. Иоффе, Ю.М. Козлов, Ю.Г. Ткаченко, и др.

Налоговые отношения исследовали такие ученые XIX - начала XX веков, как С.И. Иловайский, В.А. Лебедев, И.Х. Озеров, Н.И.Тургенев, И.И. Янжул и другие ученые.

В современный период отдельные аспекты данной проблемы изучали В.В. Бесчеревных, А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, Л.К. Воронова, Р.Ф. Захарова, М.В. Карасева А.Е. Крайнев, Л.Ю. Кролис, А.А. Меньков, А.М. Макаров и др.

Объектом исследования выступают налоговые правовые отношения, как общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Предметом данного исследования являются нормы права, регулирующие осуществление налоговых правоотношений между налогоплательщиками и государством в Российской Федерации.

Цель исследования заключается в анализе налоговых правоотношений, выявлении их особенностей и специфики состава по сравнению с иными финансовыми правоотношениями, определении их места и роли в процессе реализации налоговой политики государства в целях повышения эффективности налогообложения.

Для осуществления поставленной цели в работе решались следующие взаимосвязанные задачи:

сформулировать определение налоговых правоотношений; выявить их общие и специфические признаки;

классифицировать налоговые правоотношения по различным основаниям, проанализировать содержание, структуру налоговых правоотношений, объектно-субъектный состав;

разработать пути совершенствования налоговых правоотношений.

Методологической основой исследования явились общенаучные и частно-научные методы познания, в том числе диалектический, исторический, формально-логический методы, а также анализ, синтез, наблюдение и сравнение.

Нормативную основу работы составили Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, решения и постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ и др.

Теоретическую основу работы составили работы российских правоведов: А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, А.Н Козырина, Т.Л. Комаровой, И.И. Кучерова, О.А. Ногиной, С.Г. Пепеляева. В работе использованы публикации в научных журналах, материалы научных и практических конференций, авторефераты диссертаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Требуется внести изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ и принять в следующей редакции: «Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), со дня регистрации которых прошло более одного года, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным формам в электронном виде».

2. Следует изменить п.3 ст. 93 НК РФ и принять в следующей редакции: «В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение трех дней, следующих за дне получения требования о предоставлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности предоставления в указанные сроки документов с указанием причин».

3. Внести изменения в п. 2 ст. 119 НК РФ и принять следующую редакцию: «влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей к уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или не полный месяц начиная с 181 дня, и не менее 1000 руб.»

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Смотрите также:

Природоохранительная
В природоохранной сфере функцией государства является охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности – вот о ...

Понятие, стороны и основания возникновения обязательств
Легальное определение обязательства дается в ст. 307 ГК: в силу обязательства одно лицо (должник) должно совершить в пользу другого (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет ...

Участие населения в деятельности местного самоуправления как форма его осуществления
Население муниципальных образований также обладает правом принимать участие в деятельности органов местного самоуправления, а не только делегировать свои полномочия. Прежде всего, это предполагает правотворческую инициативу граждан (ст. 26 Закона "Об общих принципах организации местного самоуп ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru