Право и закон » Налоговые правоотношения в Российской Федерации и пути их совершенствования » Источники нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений

Источники нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений

Страница 1

Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), которые юридически закрепили: два вида податей (налогов) — централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати, собираемые в казну местной знати; субъекты податей; объекты податей; порядок взимания; меры ответственности за нарушение норм налогообложения.

В процессе познания источников налогового права важное значение имеет Свод законов Ману (II в. до н.э.), который определял субъекты и объекты налогообложения, виды налогов, формы взимания (денежная и натуральная), органы и лиц, уполномоченных собирать налоги. Законы Ману впервые установили налоговые льготы отдельным категориям лиц.

Термин «источники права» известен более 2 тыс. лет. Впервые общие правила поведения были названы источником права Титом Ливнем, который в своем труде «Римская история» представил Законы XII таблиц (V в. до н.э.) «источником всего публичного и частного права», поскольку эти законы представляли собой основу, на базе которой развилось и сложилось римское право того времени. Законы XII таблиц являются не только первым документом, который исследователи назвали источником права, но и древнейшим памятником налоговой правовой культуры. Характерной особенностью этого древнеримского нормативного правового акта принято считать наличие значительного количества норм, регулирующих объекты налогообложения и устанавливающих виды обязательных платежей: пошлины, налоги провинций, подати, косвенные налоги.

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий.

Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией: международные договоры Российской Федерации (ст.15); федеральные конституционные законы (ч.5 ст.66 и др.); федеральные законы (ч.2 ст.76 и др.); регламенты палат Федерального Собрания (ч.2 ст.100, ч.4 ст.101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента (ч.1 ст.90); постановления и распоряжения Правительства (ч.1 ст.115); конституции (ст.66) и законы (ст.72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч.2 ст.5); законы и иные акты субъектов Федерации (ст.76, ч.2 ст.85, ст.125), федеративный и иные государственно-правовые договоры (ч.3 ст.11, ст.125); решения органов местного самоуправления (ч. 2-ст. 46).

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 2 и 7 НК, которые соответственно называются «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах» и «Действие международных договоров по вопросам налогообложения». Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источникам налогового права присущи два важных свойства:

они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества,

они представляют собой форму существования налоговых норм.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют определенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

С учетом соблюдения названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступления его в законную силу.

Кроме того, акты, предусматривающие новые налоги или сборы, должны соответствовать дополнительному требованию. Подобные нормативные правовые акты вступают в законную силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента их официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи второй Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»" особо подчеркивается, что положение ст. 57 Конституции, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Анализ литературы по исследуемой проблеме
Вопросы развития товариществ собственников жилья достаточно долго и активно обсуждаются в юридической и экономической литературе такими авторами, как Покровский И. А., Суханов Е.А. , Брагинский М.И., Макаров А. С., Скрипко В. Р., Ершова Н.М., Кабалкин А. Ю. и другие. Разработано много предложений д ...

Соотношение международного публичного права и международного частного права
Для международного публичного права слово международное обозначает всенациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами ...

Вклад Конституционного совещания и разработка "президентского" проекта Конституции
Прежде чем охарактеризовать вклад Конституционного совещания и "президентский" проект Конституции, необходимо вспомнить о более ранних событиях в целях уточнения некоторых деталей. Изначально работа по созданию проекта Конституции, как уже говорилось выше, была поручена Конституционной ко ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru