Право и закон » Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты » Вклад Конституционного совещания и разработка "президентского" проекта Конституции

Вклад Конституционного совещания и разработка "президентского" проекта Конституции

Страница 1

Прежде чем охарактеризовать вклад Конституционного совещания и "президентский" проект Конституции, необходимо вспомнить о более ранних событиях в целях уточнения некоторых деталей. Изначально работа по созданию проекта Конституции, как уже говорилось выше, была поручена Конституционной комиссии во главе с Президентом Б.Н. Ельциным. Разработанный ею проект был одобрен Верховным Советом РСФСР. Однако ее работа изначально протекала еще в условиях существования СССР и отсутствия конфликта между ветвями власти. Однако на V Съезде народных депутатов Российской Федерации Президент получил определенные чрезвычайные полномочия, которыми не замедлил воспользоваться, ускорив процесс разработки и принятия новой Конституции и во многом изменив ситуацию в стране. Проект Конституционной комиссии, которую Б.Н. Ельцин сам возглавлял, все меньше устраивал его, так как амбиции Президента настолько возросли, что он стремился полностью избавиться от какого-либо политического контроля над своей деятельностью. Его не устраивала возможность низведения его до статуса номинального главы государства в связи с усилением парламента, которое предполагал проект Конституционной комиссии. В результате этого Б.Н. Ельцин как Президент и глава исполнительной власти начал противостояние с Р. Хасбулатовым, Председателем Верховного Совета Российской Федерации, что соответственно привело к конфликту между законодательной и исполнительной ветвями власти. Следует более подробно изложить последовательность развития возникшего конфликта.

В мае 1993 года Президент совместно со своим окружением разработал свой собственный вариант проекта Конституции, многие положения которого дублировали проект Конституционной комиссии. Важной особенностью, отмеченной всеми аналитиками, стало отсутствие в проекте Конституции Президента Российской Федерации понятия "конституционный строй". Первая глава дает характеристику Российской Федерации: демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы. В определении прослеживаются аналогии с проектом РДДР: авторы проекта стремились к объединению основных характеристик государства с фундаментальными основами статуса личности. Многонациональный народ нашего государства признается единственным источником государственной власти. Присутствует принцип разделения властей и разграничений предметов ведения федерации и ее субъектов, однако данные положения не в полной мере реализовались в конечном варианте проекта. Важной составляющей светского государства является положение проекта о невозможности возведения каких-либо идеологии или религии в статус государственных. Однако не совсем понятным представляется выражение о том, что церковь неподконтрольна государству, так как все существующие на территории Российской Федерации организации так или иначе должны подчиняться государству. Государственная власть находится в руках Президента Российской Федерации, Федерального Собрания в составе Государственной Думы и Совета Федерации (законодательная власть), Правительства Российской Федерации (исполнительная власть). Судебная власть представлена судами и судьями системы правосудия Российской Федерации.

Примечательно, что власть Президента отграничена от остальных ветвей власти и представляет собой ее самостоятельную разновидность, что прозрачно намекает на особый статус Президента в системе государственной власти. Проектом четко определены федеративная структура и субъектный состав Российской Федерации, однако в изначальной версии проекта нет упоминаний о равном статусе субъектов. Система государственной власти устанавливается в субъектах Российской Федерации на основе положений настоящего проекта Конституции о народовластии, республиканской форме правления, разделении властей. Но при этом учитывается желаемое Президентом сохранение строгой вертикали исполнительной власти, что обуславливает вхождение органов исполнительной власти субъектов в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Для проекта характерны сильные позиции Президента. Есть основания говорить о возникновении новой формы власти - "Президентской". Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Он охраняет суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственную целостность, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов. В целом, можно сказать, что полномочия Президента необычайно широки: он активно участвует в назначении членов Федерального Собрания напрямую или опосредованно через предоставление кандидатур; может поставить перед Федеральным Собранием вопрос о доверии Правительству или же его отставке; совместно с Председателем Правительства и Советом Федерации назначает федеральных министров и руководство федеральных ведомств, а также принимает решения об их отставке; представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших федеральных судов и Генерального Прокурора Российской Федерации; осуществляет назначение выборов Федерального Собрания, общенародного референдума; участвует в разрешении споров между государственными органами Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации; обладает правом приостанавливать действие актов Федерального Собрания, Правительства, министерств, госкомитетов, судов Российской Федерации в случае нарушения, с его точки зрения, прав и свобод человека и гражданина, Конституции или же Федеративного договора. Из вышеизложенного можно сделать вывод о чрезвычайно высоком положении Президента Российской Федерации по данному проекту. Отрешение Президента от должности возможно только по решению Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой и подтвержденного заключением Высшего судебного присутствия обвинения его в государственной измене или умышленном нарушении Конституции, подрывающем государственный строй или умаляющем права и свободы человека.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Понятие правоотношений, их основные признаки и элементы
Приступая к рассмотрению первого вопроса необходимо заметить, что право - это особый официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают но ...

Обратная сила актов законодательства о налогах и сборах
Закрепленный в ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принцип отрицания обратной силы налоговых законов вытекает из ст.57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы ...

Понятие и элементы иска в арбитражном процессе
В случае нарушения или оспаривания права всякое заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием о его защите. Документами, инициирующими возбуждение арбитражного процесса, являются: исковое заявление; заявление о выдаче судебного приказа; заявление о возбуждении особого производства; жал ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru