Право и закон » Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты » Вклад Конституционного совещания и разработка "президентского" проекта Конституции

Вклад Конституционного совещания и разработка "президентского" проекта Конституции

Страница 3

На открытии Конституционного совещания 5 июня 1993 года Президент Б.Н. Ельцин выступил с докладом, основной мыслью которого было то, что принятие Конституции означает утверждение подлинной демократической республики в Российской Федерации, которое предполагает полное свержение архаичных институтов социализма. Также Президент подчеркнул несовместимость нового демократического общества и наличия в нем каких-либо социалистических элементов в аппарате государства, а значит и невозможность принятия Конституции обновленной России устаревшими представительными органами советской власти. Б.Н. Ельцин особое внимание уделил тому, что сложившийся конституционный кризис обусловлен именно несовместимостью еще существующих советов и уже развивающейся демократии. И инициативу созыва Конституционного совещания он мотивировал именно тем, что, по его мнению, имеющиеся законодательные органы принадлежат к советскому типу, а значит не могут принять такую Конституцию, которая способствовала бы и стабильности в обществе, и прогрессу одновременно.

Помимо критики в адрес законодательной ветви власти в той форме, в которой она существовала на тот момент, Президент подчеркнул достоинства собственного проекта Конституции, который, с его точки зрения, должен был способствовать целостности, суверенитету и сильной власти в Российской Федерации. Также Б.Н. Ельцин предложил свой вариант процедуры принятия новой Конституции, в которой значительно приуменьшил роль Верховного Совета, что вызвало недовольство его Председателя Р. Хасбулатова. В результате Хасбулатов и многие народные депутаты уже в начале Совещания покинули зал. Данная ситуация впоследствии была обсуждена на заседании Верховного Совета, и было постановлено, что Р. Хасбулатов вновь выдвигается в качестве официального представителя Верховного Совета на Конституционном совещании. При этом, участвуя в работе Совещания, он должен исходить из принципов того, что решения Совещания носят рекомендательный характер, демократия может быть совместима с Советами, а конституционную процедуру устанавливают Верховный Совет и Съезд народных депутатов.

Изначально уже в начале работы Совещания было отмечено много минусов и недоработок. Сроки его деятельности были продлены в связи с невозможностью осуществления такой масштабной работы в столь краткий срок.

В результате своей работы участникам Конституционного Совещания удалось прийти к созданию общего проекта, который был одобрен 12 июня 1993 года. Раскрывая его содержание, стоит отметить, что он во многом идентичен с действующей Конституцией (например, большей частью положений глав "Основы конституционного строя" и "Права и свободы человека и гражданина") и по ряду вопросов отличается от "президентского" проекта.

Согласно проекту, Российская Федерация - суверенное демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Субъекты Российской Федерации равноправны и представляют собой государственно-территориальные образования в ее составе, однако данное положение проекта носит противоречивый характер, так как в текст проекта внесены также и три федеративных договора, которые закрепляли неравное положение субъектов.

Что касается Президента, то его полномочия несколько ограничены в сравнении с "президентским" проектом (например, отсутствие у Президента права на роспуск Совета Федерации и приостановление действия актов государственных органов и т.д.).

Немаловажно то, что проект усиливает позиции законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания. Относительно Государственной Думы стоит отметить, что было увеличено количество ее депутатов и значительно расширены полномочия. Совет Федерации стал играть более значительную роль в законодательном процессе.

Также значительным отличием проекта Конституционного совещания от "президентского" является то, что Совещание не одобрило идею введения такого органа судебной системы как Высшее судебное присутствие. Полномочия, которые были ему даны проектом Б.Н. Ельцина, находились у Конституционного Суда Российской Федерации.

Существенно1 переработке подверглась глава о местном самоуправлении. Проект Совещания предполагал его осуществление через разнообразные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Было ликвидировано положение об осуществлении местного самоуправления представительными и исполнительными органами, мировыми судьями и органами первичных территориальных коллективов общественного самоуправления. Также появляются гарантии реализации местного самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Пожизненное наследуемое владение
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком - одно из вещных прав, регулируемых гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Носителем данного права может быть только физическое лицо. В ГК РФ указанному праву посвящены ст. 216, 265, 266, 267, в Кодексе - ст. 21. С ...

Особенности размещения заказа на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка у единственного исполнителя
Статья 55.1. (введена Федеральным законом от 27.07.2006 №142-ФЗ) 1. В случае если не подана ни одна котировочная заявка либо если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядк ...

Снятие с регистрационного учета
Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях: - признания граждан занятыми; - прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru