Понятие, признаки и структура налоговых правоотношений

Страница 1

Для уяснения понятия и сущности налоговых правоотношений в Российской Федерации в первую очередь необходимо рассмотреть основные признаки налоговых правоотношений, дать их определение, что поможет глубже изучить данную правовую категорию, затем классифицировать эти отношения по различным основаниям и соотнести их с иными видами правовых отношений.

Институт налогов всегда вызывал большой интерес представителей экономической науки, в то же время мало исследовался юридический аспект налоговых отношений. Недостаток внимания к налогам в условиях господства государственной формы собственности был связан с тем, что налоги не играли значительной роли в формировании доходной части бюджета государства. Уплата налога предполагает переход денежных средств от одного собственника к другому, но поскольку государство являлось крупнейшим собственником, обязательные платежи хозяйствующих субъектов в бюджет носили неналоговый характер. Подобная ситуация привела к тому, что категория налоговых отношений не получила детальной разработки в советской финансово-правовой науке.

Процессы становления рыночных отношений, активного формирования сектора частной собственности, перераспределения государственных активов обусловили в начале 90-х годов XX века стремительное развитие налоговых правовых отношений - во многом нового для российского общества вида общественных отношений. Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, требовали четкого законодательного регулирования. В данной ситуации требовалось в кратчайшие сроки выстроить систему налогового законодательства, отвечающую требованиям интенсивно изменяющейся экономической ситуации в Российской Федерации, что не могло не отразиться на качестве изданных нормативных актов, регулирующих налоговые правоотношения. В настоящее время неполнота, противоречивость, неясность и нестабильность налогового законодательства, низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе, а также неэффективная борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями, их недостаточная профилактика - все это является существенным препятствием на пути обеспечения законности в налоговой сфере Российской Федерации. Следовательно, важнейшей задачей в настоящее время является формирование эффективных норм налогового законодательства, что предполагает, прежде всего, изучение и анализ сложившихся в РФ налоговых правоотношений и установление их надлежащего правового регулирования. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных и предпринимательских интересов граждан и юридических лиц, с учетом усиления влияния налоговых норм на мировой коммерческий и финансовый оборот.

Рассмотрим особенности налоговых правоотношений в Российской Федерации.

Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации.

Налоговые правоотношения – это, прежде всего, общественные отношения. Общественные отношения представляют собой реальное взаимодействие людей в социальном пространстве, основанное на их воле и сознании, преследующее определенные цели.

Правовые отношения - один из видов общественных отношений. Под правоотношением понимается возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства1.

Необходимым условием возникновения правоотношения является наличие воли у сторон, вступающих в него (или воли одного властного субъекта - государства или его органов, что справедливо именно для налогового правоотношения как вида публичного правоотношения), что проявляется в юридически значимых поступках, актах, выражается в сознательном поведении участников. Правовые отношения становятся в результате не только условием развития общественных отношений, которые они регулируют, но и способом их закрепления и средством конкретизации.

Специфика правоотношений выражается в том, что с их образованием для управомоченных лиц открывается возможность, обеспеченная государством - использовать в своих целях и интересах поведение других лиц, для которых это поведение становится общественно-необходимым. Правоотношения не только возникают в связи с наличием в реальности определенных общественных отношений - их прообразов (по общему правилу сначала возникают общественные отношения - прототипы, а затем государство, убеждаясь в их важности, принимает меры к их нормативному регулированию), но и сами оказывают обратное воздействие на жизнь общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Анализ деятельности органов управления земельными ресурсами РФ на федеральном, региональном и местном уровне
После переименования государственного земельного контроля в государственный земельный надзор возникает вопрос о соотношении понятий "контроль" и "надзор" и самой целесообразности подобной реформы. По вопросу о соотношении понятий "контроль" и "надзор" в закон ...

Гражданское общество и правовое государство
Анализ таких категорий как гражданское общество и правовое государство совершенно ясно дает представление о том, что они не могут существовать в отдельности. Если хотя бы зачатки или какие либо другие проявления гражданского общества могут существовать в любом государстве, то образования правового ...

Права подопечных
Семейный кодекс уделяет особое внимание правам и интересам детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящихся под опекой (попечительством) закреплены в статье 148 Семейного кодекса Российской Федерации. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: - воспита ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru