Право и закон » Теория государства и права

Теория государства и права

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов, и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З под нормативным правовым актом понимается официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Рассмотрим основные виды нормативно-правовых актов (рисунок 1.1) на основании ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З.

Рисунок 1.1 – Виды нормативно-правовых актов

Рисунок 1.2 – Классификация нормативно-правовых актов

Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов. Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Виды законов представим на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Виды законов

К конституционным законам 1 относят Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, принятие которых прямо предусмотрено ее статьями (Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» ст.108 Конституции).

К обычным законам 2 относятся законы, принимаемые на основе и во исполнение конституционных законов, составляющие текущее законодательство и регулирующие наиболее важные общественные отношения (Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года).

Рисунок 1.4 – Действие нормативных правовых актов

2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З:

«Статья 7.2. Порядок обжалования

1. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

2. Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

3. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд».

Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами [4, с.178].

Под структурой правовой нормы понимается ее внутренне строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов [4, с.178].

Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Среди юристов нет единого мнения о структуре нормы права.

Первая (и самая распространенная) позиция (точка зрения) – норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом.

Диспозиция – та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция – часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции.

Сторонники такого подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если – то – иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» – диспозицию, «иначе» – санкцию.

Среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей:

- гипотезы и диспозиции;

- диспозиции и санкции.

Также существуют следующие варианты логического изложения типичных правовых норм в статьях нормативных актов:

1. статья нормативного правового акта содержит одну норму, включающую все три элемента;

2. статья нормативного правового акта состоит из двух и более правовых норм;

3. правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или даже в разных нормативных актах;

4. в статье нормативного правового акта гипотеза или диспозиция могут опускаться. Это допустимо, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.

Исходя из вышесказанного разберем статью 7.2 «Порядок обжалования» процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З.

Статья состоит из 4 норм:

1 правовая норма – «Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс (гипотеза), могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд (диспозиция)».

2 правовая норма – «Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении».

«Жалоба, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении (диспозиция)». «Поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать (гипотеза)».

3 правовая норма – «Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда».

«Действия и решения судьи…», «Действия и решения председателя суда…» (диспозиция). «…могут быть обжалованы председателю суда», «…могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда» (гипотеза).

4 правовая норма – «Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (гипотеза), может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд (диспозиция)».

Смотрите также:

Право водопользования и его виды
Основной целью водопользовния является соблюдение такого режима использования водных объектов, который обеспечивал бы рациональное комплексное использование вод, их экономное потребление, охрану, улучшение качественного состояния, а также предупреждение вредного воздействия водных объектов. Право в ...

Анализ порядка обжалования решений о досрочном прекращении права пользования недрами
Проведя анализ норм материального права, посвящённых организации института досрочного прекращения права пользования недрами, Конституционный Суд Российской Федерации в мотивировочной части Определения 1862-О-О переходит к анализу норм процессуального права, которые устанавливают порядок обжалования ...

Государственная регистрация топологии интегральной микросхемы
Регистрация топологии интегральной микросхемы может носить как правоустанавливающий, так и неправоустанавливающий характер. Если топология не использовалась до момента ее регистрации, то исключительное право на топологию возникает со дня ее государственной регистрации, если топология использовалась ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru