Право и закон » Теория государства и права

Теория государства и права

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов, и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З под нормативным правовым актом понимается официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Рассмотрим основные виды нормативно-правовых актов (рисунок 1.1) на основании ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З.

Рисунок 1.1 – Виды нормативно-правовых актов

Рисунок 1.2 – Классификация нормативно-правовых актов

Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов. Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Виды законов представим на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Виды законов

К конституционным законам 1 относят Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, принятие которых прямо предусмотрено ее статьями (Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» ст.108 Конституции).

К обычным законам 2 относятся законы, принимаемые на основе и во исполнение конституционных законов, составляющие текущее законодательство и регулирующие наиболее важные общественные отношения (Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года).

Рисунок 1.4 – Действие нормативных правовых актов

2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З:

«Статья 7.2. Порядок обжалования

1. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

2. Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

3. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд».

Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами [4, с.178].

Под структурой правовой нормы понимается ее внутренне строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов [4, с.178].

Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Среди юристов нет единого мнения о структуре нормы права.

Первая (и самая распространенная) позиция (точка зрения) – норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом.

Диспозиция – та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция – часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции.

Сторонники такого подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если – то – иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» – диспозицию, «иначе» – санкцию.

Среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей:

- гипотезы и диспозиции;

- диспозиции и санкции.

Также существуют следующие варианты логического изложения типичных правовых норм в статьях нормативных актов:

1. статья нормативного правового акта содержит одну норму, включающую все три элемента;

2. статья нормативного правового акта состоит из двух и более правовых норм;

3. правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или даже в разных нормативных актах;

4. в статье нормативного правового акта гипотеза или диспозиция могут опускаться. Это допустимо, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.

Исходя из вышесказанного разберем статью 7.2 «Порядок обжалования» процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З.

Статья состоит из 4 норм:

1 правовая норма – «Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс (гипотеза), могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд (диспозиция)».

2 правовая норма – «Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении».

«Жалоба, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении (диспозиция)». «Поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать (гипотеза)».

3 правовая норма – «Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда».

«Действия и решения судьи…», «Действия и решения председателя суда…» (диспозиция). «…могут быть обжалованы председателю суда», «…могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда» (гипотеза).

4 правовая норма – «Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (гипотеза), может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд (диспозиция)».

Смотрите также:

Законодательная инициатива законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Наделение субъектов Федерации в лице их представительных органов правом законодательной инициативы позволяет им действенно реагировать на ту или иную ситуацию, складывающуюся в стране, и в определенном смысле управлять ею. Это имеет особое значение для тех случаев, когда вопросы, нуждающиеся в регл ...

Понятие судебная власть
Все конституции мира содержат разделы о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. Эта власть непосредственно воздействует на права и свободы человека, ч ...

Разработка Конституционной комиссией проекта Конституции
Начало созданию Конституции 1993 года, нового Основного Закона Российской Федерации, было положено 16 июня 1990 года, когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России, которая и начала эту работу. Новая Конст ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru