Право и закон » Япония в Новое время » Буржуазные реформы 70–80-х гг

Буржуазные реформы 70–80-х гг

Страница 1

Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872–1873 гг., которая имела далеко идущие социальные последствия. Реформа, закрепившая новые, сложившиеся уже к этому времени поземельные отношения, привела к ликвидации всех феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне. Наследственные держатели земельных участков, получали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственных прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля – луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию новых помещиков – деревенских и других богатеев, которые скупили последствии и большую часть общинной земли, объявленной по реформе государственной, императорской.

Однако одной из главных целей этой акции было получение государственной казной средств, необходимых для превращения Японии в «современное» государство, для модернизации промышленности и укрепления армии. Князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью японская знать в 80-х годах становится обладательницей значительной доли банковского капитала страны. Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которых в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством.

Аграрная реформа привела к укреплению позиций «новых помещиков», новой денежной знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки – госи, фактически сконцентрировавших землю в своих руках. В то же время она больна ударила по интересам мелких землевладельцев – крестьян. Высокий поземельный налог (отныне 80% всех государственных доходных поступлений шло от земельного налога, достигавшего часто половины урожая) приводил к массовому разорению крестьян, к буржуазному росту общего числа крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рычагов экономического принуждения.

Реформа имела и важные политические последствия. Сохранявшееся помещичье землевладение и японский абсолютизм были взаимосвязаны. Помещичье землевладение могло оставаться нетронутым почти до середины ХХ века, даже в условиях хронического кризиса сельского хозяйства, только за счёт прямой поддержки абсолютистским государством. В то же время «новые помещики» становились неизменной опорой абсолютистского правительства.

Требования, продиктованные угрозой экспансионизма стран Запада, нашедшие выражение в формуле «богатая страна, сильная армия», определили в значительной мере содержание и других реформ Мэйдзи, в частности, военной, ликвидировавшей старый принцип отстранения низших сословий от военной службы.

В 1878 г. был введён закон о всеобщей повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. «равенства всех сословий».

В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавших сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); всё остальное население было отнесено к «простому народу». «Равенство всех сословий» не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных (эта). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность, однако. Не стала всеобщей, от неё можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики.

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидации всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям, в частности, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя средства государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Понятие договора строительного подряда и его особенности
ГК 1964г. признавал подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами. Такое мнение высказывалось и в литературе: «… подрядный договор по строительству в социалистическом праве – это не разновидность договора подряда, а особенный договор или самостоятельный тип договора в сис ...

Исчисление стажа и пенсий уволенным сотрудникам системы исполнения наказания
Лица, проходящие службу в системе исполнения наказания РФ., имеют право на пенсию за выслугу лет (согласно ст.13 раздела 2 «Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в ОВД» № 4468-1). Исчисляется выслуга лет для назначения пенсии следующим образом: в выслугу лет для назначения пенсии ...

Выполнение работ из материала подрядчика или заказчика
К отношениям по договору бытового подряда применяются все основные правила о договоре подряда с учетом особенностей, отраженных в ГК РФ. Специальные правила по сравнению с установленными общими нормами о договоре подряда применяются в отношениях по бытовому подряду, когда речь идет о выполнении раб ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru