Право и закон » Государственные и муниципальные служащие как особая профессиональная группа » Становление государственной и муниципальной службы в России и ее современное состояние

Становление государственной и муниципальной службы в России и ее современное состояние

Страница 1

Россия имеет многовековую традицию развития государственного и местного управления. В истории страны государство и государственное управление всегда играли в значительной степени самостоятельную, а иногда и решающую роль.

Понятие государственной службы стало складываться в эпоху просвещённого абсолютизма в 18-м веке. В царской России состоящими на государственной службе считались не только собственно государственные служащие, но и лица, занимающие некоторые выборные должности по земскому и городскому самоуправлению, а также в дворянских сословных организациях. В основе правового регулирования государственной службы до Октябрьской революции лежала введённая ещё Петром I «Табель о рангах» (1722 г.), где все должности как гражданские, так и военные, разделялись на 14 классов и чинов. При поступлении на государственную службу подробно регламентировался порядок прохождения по лестнице чинов.

Государственная служба в допетровский период не имела четких правовых основ, а каждый служащий рассматривался как личный слуга государя. Петровские преобразования потребовали хорошо организованный, профессиональный, структурированный государственный аппарат. Такой аппарат возможно было создать лишь на прочной правовой основе. Реформы Петра I одним из своих итогов имели более четкое разграничение отраслей государственного управления. Административные преобразования повлекли за собой создание гражданской государственной службы и отделили ее от военной и придворной службы. Сама государственная служба стала объектом социальной отрасли государственного управления.

В июне 1719-го года Петром I был принят специальный Указ «О присяге на верность службе», который предписывал привести к присяге чиновников Сената и коллегий, губернаторов, воевод и других «управителей и служителей». Затем было решено разработать закон о государственной службе. Для этого специальная комиссия изучала законодательство Пруссии, Дании и Швеции. На основе проанализированного законодательства в 1722-м году была подготовлена Табель о рангах всех чинов – воинских, статских и придворных, которая закрепила деление государственной службы на три вида: воинскую службу (наиболее престижна), статскую и придворную (носила закрытый, привилегированный характер).

Становление государственной службы в России и формирование кадрового состава чиновников государственных органов и учреждений сопровождалось выработкой принципов подбора и расстановки государственных служащих, устанавливающих важнейшие качества, присущие чиновникам. Так, Генеральный Регламент Петра I от 28 февраля 1720-го года обязывал президентов и вице-президентов коллегий постоянно заботиться о том, чтобы канцелярии и конторы принимали на штатные должности лиц, основательно знающих поручаемое им дело. Профессионализму и специальной подготовленности чиновников постоянно придавалось важное значение.

Особенностью государственной службы при преемниках Петра I стало ослабление ее обязательного характера. Так, с 1725-го года при Екатерине I дворянам стали предоставляться продолжительные отпуска. В 1736-м году указом Анны Иоанновны срок службы дворян был ограничен – 25 лет, при этом возраст прохождения службы – с 20 до 45 лет. Петр III своим манифестом 1762-го года о вольности дворянству отменил обязательную службу. Кроме того, дворяне освобождались от всех видов телесных наказаний. Жалованная грамота дворянству 1785 г. дала право дворянам объединяться в губернские дворянские собрания. Глава такого собрания получал чин 5 или 4 класса.

В 1802 г. были образованы министерства. Их образование закрепило переход от коллегиальных органов управления к единоначальным. Появление министерств было воспринято остро, однако противникам реформы были предложены посты министров, склонив их таким образом на свою сторону. В связи с образованием министерств актуализировалась проблема роста профессионального уровня чиновников. По инициативе Сперанского Александр I подписал Указ «О правилах производства в чины коллежского асессора и статского советника по гражданской службе» 1809 г.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Территориальные различия преступности несовершеннолетних
Анализ территориального распределения преступности несовершеннолетних обнаруживает долговременную устойчивость ряда важных в криминологическом отношении тен­денций. В границах Российской Федерации и ее субъектов все годы, охваченные статистическим наблюдением, фиксируются значительные и весьма усто ...

Электронная сделка как форма обращения в государственные контролирующие органы
Я выделил следующие основные виды электронных сделок в форме отчетности в государственные контролирующие органы. Электронная отчетность в ФНС Возможность отправлять налоговую отчетность через Интернет с помощью систем передачи данных появилась у российских предприятий в 2002 году. Отчетность в нало ...

Обязанности и права сотрудников вневедомственной охраны по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемых объектах
Командир отделения (старший наряда) организует службу подчиненных полиции в соответствии с требованиями Устава ППСП, Наставления, установленных правил пропускного и внутриобъектового режимов, Инструкции и обязан: - знать особенности охраны Объекта, границы, сектора наблюдения, зоны ответственности ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru