Институт условно-досрочного освобождения — это устойчивая группа правовых норм, которая регулирует определенную разновидность общественных отношений, касающихся условно-досрочного освобождения. Любые правоотношения основываются на соответствующих юридических фактах, и изучение этих фактов относится к задачам науки уголовного права. Если рассматривать в отдельности правовую норму, то можно сделать вывод, что каждая правовая норма является исходным элементом в отличие от правового института, который является первичной правовой общностью. Институт права представляет собой составную часть определенной отрасли права, в данном случае институт условно-досрочного освобождения является составной частью отрасли уголовного права. Он функционирует и внутри данной отрасли, и за ее пределами. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является межотраслевым институтом, поскольку состоит из норм нескольких отраслей права: уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального.
Юридическим критерием обособления совокупности норм в институт условно-досрочного освобождения служат следующие признаки:
1) юридическое единство правовых норм, характеризующееся единством содержания, которое выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности используемых понятий;
2) полнота регулирования совокупности общественных отношений, возникающих в области применения условно-досрочного освобождения;
3) обособление норм, образующих институт условно-досрочного освобождения в структурных единицах нормативных актов.
Нужно отметить, что однозначный подход к определению рассматриваемого института отсутствует. Одни юристы считают, что «институт условно-досрочного освобождения носит поощрительный характер и связывается с правомерным поведением осужденного, его добросовестным отношением к труду, обучению, проводимым воспитательным мероприятиям», а, по мнению криминологов, «твердое становление на путь исправления означает, что осужденный психологически и нравственно подготовлен к преодолению трудностей, которые могут ждать его после освобождения, и, что до полного исправления, он все же сумеет удержаться от совершения новых преступлений»
Таким образом, мы видим, что внимание акцентируется не на поощрительной функции данного института, а на фиксации достижения одной из целей наказания.
В Уголовном кодексе Российской Федерации условно-досрочное освобождение рассматривается в ст. 79, которая состоит из семи частей, описывающих материальные и формальные условия применения данного вида освобождения от наказания.
В ч. 1 ст. 79 УК РФ указывается, что лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Таким образом, материальным основанием для условно-досрочного освобождения является фактическое исправление лица, которое признается судом, на основе чего и делается вывод об отсутствии надобности в полном отбывании назначенного наказания. Но процесс так называемого «исправления осужденных» все чаще ставится правоведами под сомнение.
Б.З. Маликов прямо пишет о необходимости исключения понятия «исправление осужденных» из уголовного законодательства.
Некоторые авторы вовсе утверждают о наличии обратного эффекта. Соответственно, законодатель вынужден избрать в изложении формальный подход, связав основание для условно-досрочного освобождения с деятельностью и усмотрением суда. Подобный подход в условиях системного кризиса способен привести к тяжким последствиям.
Институт условно-досрочного освобождения непосредственно связан с изучением личности осужденного. Выдвигается требование строго индивидуального подхода к каждому осужденному, учета всех изменений качеств его личности, которые имеют место на момент условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Этот процесс включает в себя изучение как конкретной личности, так и его во взаимодействия с другими индивидами.
Несомненным достижением ныне действующего УК РФ является отказ от формальных ограничений применения условно-досрочного освобождения в отношении каких-либо категорий осужденных.
Вместе с тем в ряде стран условно-досрочное освобождение от наказания ограничивается. Так, § 57 УК ФРГ запрещает применять его к осужденным, которые скрыли имущество, подлежащее конфискации. В ст. 69 УК Кыргызской Республики установлен запрет на применение условно-досрочного освобождения к лицам, признанным особо опасными рецидивистами, и к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
Но все же, представляется, что позиция ст. 79 УК РФ предпочтительнее. При ограничении применения условно-досрочного освобождения значительное число осужденных лишается стимула к исправлению и, по нашему мнению, необоснованно. Любому осужденному надо дать перспективу на освобождение от наказания. Неисправимых нет. Есть неумные, неподготовленные представители исправительных учреждений и плохо функционирующие места лишения свободы.
Правовые основы развития ТСЖ в Российской Федерации
Законодательство о товариществах собственников жилья получило дальнейшее развитие в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, ЖК РФ), вступившем в действие с 1 марта 2005 года и отменившем действие Закона "О товариществах собственников жилья".Помимо ЖК РФ, на процесс ...
Условия труда инвалидов
Условия труда инвалидов установлены в Трудовом кодексе Российской Федерации. При этом организации, использующие труд инвалидов, должны создавать необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации нормаль ...
Статистическая сводка и обработка первичной
информации
Статистические данные, собранные в процессе наблюдения не позволяют получить обобщающие характеристики изучаемой совокупности, выявить закономерности ее развития, так как в процессе наблюдения фиксируются характеристики только отдельных единиц совокупности. Для получения обобщающих характеристик со ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).