Уголовный кодекс РФ устанавливает правила, в соответствии с которыми сроки наказания, которые должны быть отбытыми для предоставления осужденному права на условно-досрочное освобождение, определяются главным образом категорией преступления: при осуждении за преступление небольшой или средней тяжести требуется отбытия не менее половины назначенного судом срока наказания, при осуждении за тяжкое преступление — не менее двух третей, при осуждении за
особо тяжкое преступление — не менее трех четвертей. Отбытие не менее трех четвертей срока наказания требуется и для лиц, которые ранее условно-досрочно освобождались, если условно-досрочное освобождение было отменено на предусмотренных в законе основаниях (ч. 7 ст. 79).
Необходимо отметить, что введено новое требование, заключающееся в установлении срока фактически отбытого лицом наказания в виде лишения свободы. Оно
не может быть менее шести месяцев.
При пожизненном лишении свободы лицо может быть условно-досрочно освобождено, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.
Итак, условно-досрочное освобождение от наказания является как средством поощрения осужденных, доказавших свое исправление, так и стимулом для примерного поведения осужденных во время отбывания ими наказания и последующего освобождения от него.
Нужно сказать, что вопрос о юридической природе условно-досрочного освобождения осужденных от наказания является спорным. Некоторые авторы рассматривают условно-досрочное освобождение как "субъективное право осужденного", другие определяют его как поощрение. Суть рассматриваемой правовой категории заключается в досрочном прекращении отбывания наказания при условии соблюдения освобожденным в течение испытательного срока восстановленных законом требований. Это определение, по нашему мнению, является более полным.
Как видно из содержания первого параграфа главы второй, основаниями условно-досрочного освобождения являются: материальное основание, т.е. твердое становление осужденного на путь исправления, о чем свидетельствует его хорошее поведение, честное отношение к труду и вывод суда о том, что нет необходимости в полном отбывании назначенного судом наказания, и фактическое отбытие осужденным определенной части срока наказания, продолжительность которой зависит от категории преступления, совершенного осужденным.
Итак, можно сказать, что необходимость в существовании рассматриваемого института очевидна. Условно-досрочное освобождение от наказания – один из самых распространённых видов освобождения от наказания. Но, не смотря на это, Российская система исправления лиц преступивших закон нуждается в достаточно крупной доработке, а именно, мы считаем необходимым создание такого учреждения, которое специализировалось бы на одной задаче, а именно на надзоре за лицами освободившимися условно-досрочно.
Источники гражданского процессуального права
Источниками гражданского процессуального права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие гражданское судопроизводство. Среди источников гражданского процессуального права в первую очередь следует назвать Конституцию РФ, являющуюся основной юридической базой российского законодательства ...
Выявление следов рук методом окапчивания
Для окапчивания применяются вещества, дающие при сжигании мелкоструктурную копоть: нафталин, камфора, пенопласт, сосновая лучина и др. Предмет перемещают над коптящим пламенем до тех пор, пока его поверхность не покроется копотью. Излишки копоти удаляют дактилоскопической кистью. Наилучший эффект в ...
Региональная законодательная база социально-правового обеспечения
государственных служащих Калужской Области
Региональное законодательство Калужской области на первый взгляд преимущественно находится в соответствие с Федеральным, но при этом имеет (как с ним, так и с другими субъектами Российской Федерации) ряд существенных различий. По статье 21 закона Калужской области о государственной службе (с измене ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).