Право и закон » К вопросу о соотношении понятий неприкосновенности собственности как принципа права и принципа законодательства

К вопросу о соотношении понятий неприкосновенности собственности как принципа права и принципа законодательства

Страница 2

Работы других авторов, так или иначе, отражают либо первую, либо вторую точку зрения, при этом авторы также непоследовательно применяют понятия «принцип права», «принцип законодательства», «начало права», «начало законодательства», «основное начало законодательства», в результате чего они то отождествляют данные понятия, то рассматривают их как разные.

Удовлетворительное решение вопроса о соотношении указанных выше понятий возможно получить, применив системный подход, а именно: рассмотреть принцип гражданского права и начало гражданского законодательства с точки зрения их принадлежности системе права и системе законодательства соответственно, а также выявить взаимодействие между ними.

Смешивая в произвольном порядке указанные выше понятия, авторы, видимо, забывают о том, что принцип гражданского права является элементом системы права, а основное начало гражданского законодательства является элементом системы законодательства.

Система права и система законодательства являются двумя самостоятельными, несовпадающими системами, несмотря на то, что находятся в весьма тесном взаимодействии. Говоря о том, что данные системы не являются тождественными, обычно указывают на следующее:

1) несовпадение источников;

2) система права формируется объективно, под влиянием различных факторов (исторических, экономических социальных) и т.д., система законодательства формируется субъективно, по воле законодателя;

3) система законодательства, по объему представленного в нем материала, шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.);

4) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

Таким образом, принцип права не может быть тождественным основному началу законодательства, поскольку они являются элементами разных, несовпадающих систем.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Буржуазные реформы 70–80-х гг
Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872–1873 гг., которая имела далеко идущие социальные последствия. Реформа, закрепившая новые, сложившиеся уже к этому времени поземельные отношения, привела к ликвидации всех феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капит ...

Классификация нормативно правовых актов
Сейчас мы переходим к рассмотрению такого вопроса как классификация нормативно правовых актов. И в самую первую очередь считаем целесообразным ознакомиться с их группированием в зависимости от юридической силы. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - ...

Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах
Уяснение сущности хозяйственных товариществ и обществ предполагает прежде всего последовательное рассмотрение вопросов о том, какое место они занимают в систематике юридических лиц и в чем заключается уникальность организационно-правовых форм данной группы субъектов. Хозяйственные товарищества и об ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru