По мнению С.Л. Кондратьевой, институт юридической ответственности относится к группе функциональных, обслуживающих различные отрасли права, он осуществляет "сквозную" регламентацию важнейших положений, связанных с привлечением правонарушителей к юридической ответственности. Вместе с тем в известном смысле его можно представить и как предметный институт. Так, предметом регулирования указанного института являются конфликтные, негативные, деликтные отношения, которые отличаются по видам в зависимости от степени общественной опасности, но сходны по типу.
А.А. Ткаченко предмет регулирования института юридической ответственности рассматривает шире, полагая, что институт юридической ответственности имеет предметом своего регулирования отношения, которые государство закрепляет и развивает, а также отношения, возникающие из правонарушений. Включение в предмет регулирования института юридической ответственности отношений, не связанных с юридическим фактом правонарушения, обусловлено широким пониманием юридической ответственности, включающим как позитивный, так и негативный аспекты, и обоснованием регулятивной функции юридической ответственности.
Любой отраслевой институт юридической ответственности участвует в регулировании отношений, которые не являются конфликтными. Институт ответственности носит объективный характер, закреплен в нормативно-правовых актах и выступает предпосылкой внешнего проявления позитивного или негативного аспектов реализации юридической ответственности.
Без установления юридической ответственности не может возникнуть состояние ее реализации. Причем сами истоки ответственности находятся в государственно-правовом регулировании общественных отношений, которое является непосредственной предпосылкой ее установления. Такого рода ответственность основана на нормах права, подвергается правовому оформлению, поэтому и называется юридической, т.е. носит нормативно-правовой характер.
Установление статутной ответственности имеет место до факта правомерного или противоправного поведения, до его оценки как ответственного или безответственного. При этом как бы широко ни трактовали нормативность права и нормативность юридической ответственности, в конечном итоге она выражается в системе правовых норм. В данном случае в системе норм, предусматривающих юридическую ответственность.
В этой связи сложно согласиться с учеными, придерживающимися концепции деления отраслей и институтов права на регулятивные и охранительные, согласно которой одни правовые институты и отрасли предназначены для регулирования отношений, а другие - для их охраны.
Так, О.Э. Лейст утверждает, что институт уголовной ответственности не имеет в качестве объекта регулирования своего специфического вида общественных отношений, поскольку его нормы предназначены не регулировать общественные отношения, а охранять и защищать их, а уголовной ответственности в качестве способа правового регулирования свойствен запрет.
Между тем запрет, как и иные способы правового регулирования, направлены на упорядочение общественных отношений. Кроме того, в нормах, составляющих институт уголовной ответственности, сформулированы не только запреты, но и позитивные обязывания. К примеру, нормами гражданского права закрепляются и регулируются отношения собственности, но это не означает, что уголовная или административная ответственность не участвует в регулировании этих отношений.
Особенности заключения договора купли-продажи земельных
участков, на которых расположены здания и другие объекты
Земельный участок обладает естественным свойством всякой территории иметь на себе другие объекты. Вопрос о том, что именно приобретается при покупке земли, стоял и перед юристами в древности. Не сразу родилась идея о том, что одновременно с земельным участком продаются и некоторые сопровождающие ег ...
Аппарат Правительства РФ: история создания, принципы
организации и деятельности
Впервые в советской истории орган, обладающий названными функциями, был создан в 1979 году: нормами ст. 34 Закона РСФСР от 3 августа 1979 года «О Совете министров РСФСР» было установлено, что аппаратом правительства РСФСР, осуществляющим подготовку вопросов для рассмотрения в Совете министров РСФСР ...
Планировка территории как способ градостроительной подготовки
территорий и земельных участков
Содержание и порядок действий по подготовке документации по планировке территории определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством Свердловской области, настоящими Правилами, муниципальными нормативными правовыми актами Талицкого городского округа. Решение о подготовк ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).