Право и закон » Основы административного права и уголовного права » Понятие и субъекты административного права

Понятие и субъекты административного права

Страница 1

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законо­дательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируе­мых административным правом управленческих отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их — это обладание ими особым юридическим качеством, а имен­но административной правоспособностью.

Административная правоспособность — проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (граждани­на, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответ­ствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административного права могут быть индивидуаль­ными и коллективными.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служа­щие. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивиду­ально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти.

К коллективных субъектам относятся различного рода объеди­нения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации — государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административ­ного права: органы исполнительной власти (государственного Управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, обще­ственные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местно­го самоуправления; коммерческие структуры; частные предпри­ятия и учреждения.

Субъекты административного права становятся субъектами ад­министративно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-право­вых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью.

В качестве субъектов административного права можно рас­сматривать Российское государство, субъекты Федерации, госу­дарственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Од­нако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.

Это означает, что субъектом административно-правовых отно­шений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.

Характерные для гражданско-правового регулирования обя­занности и права предоставляются в соответствии с действующим законодательством предприятию (в его разновидностях) как юри­дическому лицу. Соответственно администрация предприятия субъектом гражданской правоспособности не является. Однако именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность. Такое специфическое соотношение административной и граждан­ской право- и дееспособности объясняется прежде всего тем, что предприятие не является государственным органом, тем более — органом государственного управления. Потому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу админи­стративно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отно­шений, хотя является субъектом административного права. В рав­ной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и раз­личного рода коммерческие структуры. Единственный их отличи­тельный признак — административная право- и дееспособность — возникает с момента их государственной регистрации. Этот Момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административ­но-правовых отношений.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Выявление следов рук с применением радиоактивных изотопов
Этим методом выявляются старые следы на бумаге или картоне. Существуют несколько способов обработки следов радиоактивными материалами. Наиболее проста и безопасна методика, основанная на адсорбции потожировым веществом стеариновой кислоты, меченной радиоактивным углеродом. В этом случае предмет на ...

Обязанности и права сотрудников вневедомственной охраны по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемых объектах
Командир отделения (старший наряда) организует службу подчиненных полиции в соответствии с требованиями Устава ППСП, Наставления, установленных правил пропускного и внутриобъектового режимов, Инструкции и обязан: - знать особенности охраны Объекта, границы, сектора наблюдения, зоны ответственности ...

Содержание и исполнение договора государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд
Говоря о содержании государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, не следует забывать о том, что в соответствии с п. 1 ст. 763 ГК предмет государственного контракта могут составлять подрядные строительные работы (ст. 740 ГК) и (или) проектные и изыскательные раб ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru