Субъектом хулиганства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет (ч. 1 ст. 213 УК РФ) и 14 лет (ч. 2 и ч. 3 ст. 213 УК РФ).
Часть 2 ст. 213 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное (квалифицированное) хулиганство. Хулиганство с отягощающими обстоятельствами образуют те же действия, что и простое, но отличающиеся групповым характером их совершения либо связанные с сопротивлением представителю власти или иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, а равно совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство.
П. «а» ч. 2 ст. 213 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершения хулиганства различными видами преступных групп. Необходимость введения данного признака стала особенно насущна в последнее время. Совместность преступных действий хулиганов существенно повышает степень их опасности для общества. Под группой лиц при совершении хулиганских действий следует понимать совместное участие в выполнении объективной стороны преступления двух или более исполнителей без их предварительного сговора. Для признания наличия у группы хулиганов предварительного сговора необходимо установить, что эти лица заранее договорились о совместном совершении преступления. Применительно к организованной группе, содержание которой раскрывается в ч. 3 ст. 35 УК РФ, необходимо учитывать, что организатор группы, даже если он не принимал участия в хулиганских действиях, будет отвечать за преступления, на которые он направил группу. Совершение же кем-либо из членов группы действий, выходящих за пределы договоренности, является эксцессом исполнителя, другие участники группы за эти действия уголовной ответственности не подлежат.
Применительно к п. «б» ч. 2 ст. 213 УК необходимо, чтобы субъект обязательно осознавал, что оказывает сопротивление именно представителю власти или иному лицу, охраняющему общественный порядок. Хулиганство, сопряженное с сопротивлением, является сложным преступлением, так как оно складывается из двух действий – хулиганства и сопротивления, каждое из которых взятое изолированно, представляет из себя самостоятельное преступление. Для квалификации таких действий необходимо исходить из наличия или отсутствия внутренней связи между ними. Если между хулиганством и сопротивлением отсутствует внутренняя связь, то эти действия образуют совокупность преступлений, иначе – образуют состав злостного хулиганства. Под представителем власти, согласно примечания к ст. 318 УК РФ, следует понимать должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Иными лицами, пресекающими нарушение общественного порядка, признаются любые граждане, которые предпринимают активное физическое вмешательство в действия хулигана с целью пресечения их продолжения. Вместе с тем уговоры, увещевания и другие подобные действия со стороны граждан не должны относится к понятию «пресечение нарушения общественного порядка».
Мелкое хулиганство, влекущее административную ответственность, связанное с сопротивлением лицам, которые пресекают мелкое хулиганство, не должно квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст. 213 УК РФ. Такие действия в зависимости от характера сопротивления надлежит квалифицировать либо по ст. 318 УК РФ либо по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за посягательство на личность. Пункт «в» ч. 2 ст. 213 УК РФ предусматривает совершение хулиганских действий лицом, ранее судимым за хулиганство. Данный квалифицирующий признак предполагает наличие специального рецидива: виновный был осужден, полностью или частично отбыл наказание за хулиганство и вновь совершил уголовно наказуемое хулиганство. Ч. 2 ст. 213 УК РФ предусматривает максимально возможно наказание в виде лишения свободы сроком до 5-ти лет. Таким образом, этот вид преступлений относится к категории средней тяжести.
Особенности рассмотрения предложений о поправках к
Конституции
Процедуре рассмотрения предложений о поправках к Конституции посвящена гл. 16 Регламента Государственной Думы. Особое внимание следует обратить на перечень субъектов, обладающих правом внесения подобных предложений. Он существенно отличается от круга лиц, обладающих правом законодательной инициатив ...
Подготовка законопроекта к рассмотрению
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и в соответствующий комитет Государственной Думы, который в течение 14 дней определяет соответствие закон ...
Нормативно-правовые основы формирования и
функционирования системы управления персоналом в органах местного
самоуправления
Конституция РФ в статье 12 установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. При этом местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно в том плане, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Естеств ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).