В юридической литературе юридическая процедура как самостоятельный объект исследования, так и отдельные ее разновидности исследовались такими учеными как С. С. Алексеев, Д. А. Керимов, Д. А. Ковачев, В. Н. Протасов, А. В. Фатхутдинова и другими. В подавляющем большинстве учеными выделяются отдельные разновидности (формы) юридических процедур, однако не отмечается возможность их классификации. В частности выделяют правотворческие юридические процедуры, нацеленные на разработку и принятие нормативно-правовых актов, и правоприменительные юридические процедуры, с помощью которых субъекты права реализуют предоставленные им возможности, закрепленные в субъективных правах, и выполняют возложенные на них юридические обязанности.
Довольно оригинальную позицию относительно классификации юридической процедуры выражает В. Н. Протасов. Понятие процедуры в праве автор использует как родовое, сущность того или иного вида процедуры и ее особенностей определяются характером правового отношения, реализации которого данная разновидность процедуры служит. С учетом вышеизложенного В.Н. Протасов предлагает классификацию юридической процедуры, выступающей по характеру правового отношения в качестве материальной, процессуальной и правотворческой. По мнению автора, главным атрибутом материальной процедуры является регулятивное правоотношение, в котором осуществляется обычное позитивное поведение участников. Для процессуальной процедуры атрибутом считается уже материальное охранительное правоотношение, в рамках которого реализуются правовые нормы. В правотворческой процедуре выделяются все компоненты правового регулирования: юридические нормы, регламентирующие правотворчество; правоотношения; акты реализации права; юридическая ответственность и др.
Такое разделение позволяет сохранить исторически устоявшееся понятие юридического процесса, определить особенности процессуального и материального в праве , а также провести между ними четкую границу. Однако, указанная позиция, бесспорно, требует своего совершенствования, в некоторых аспектах уточнения и дополнения, учитывая потребности юридической практики.
Со временем ученый детализирует свои взгляды и по отдельным критериям выделяет те или иные виды юрических процедур, в частности: выделяет материальные и процессуальные процедуры по критерию значения в правовой системе, о которых мы уже говорили выше; выделяет по критерию эффективности модели юридических процедур, которые делятся на нормативные, которые помещаются в процедурных нормах, и индивидуальные, которые установлены правореализующим договором или иным индивидуальным юридическим актом. В продолжение указаного выше, целесообразно рассмотреть взгляді М. М. Рассолова, который также выделяет критерии для выделения видов юридических процедур, однако еще не отмечает возможность их классификации. Так ученый считает, что по критерию выделения основного правоотношения, юридические процедуры в правовой системе общества делятся на:
- материальные, для которых характерно наличие материального права, ориентированное на регулирование нормального позитивного поведения субъектов, с целью достижения целей позитивного процессуального поведения;
- процессуальные, которые четко определяют этапы и стадии юридически значимых действий субъектов, главным назначением которой является материально охранное правоотношение, то есть в ней реализуются меры правового принуждения и правового воздействия;
- правотворческие, реализуемые в рамках правоотношения, через которіе субъекты реально приобретают возможность реализовать свое право на создание законов и других нормативно-правовых актов.
По мнению Р.С. Алимова, в основу понимания юридической процедуры нужно вложить ее содержание, т.е. систему правоотношений. Ученый считает, что « результат правового характера, на достижение которого направлены все правоотношения, которые входят в юридическую процедуру, может заключаться не только в реализации определенных правоотношений». По мнению ученого, по характеру правового воздействия на примере управленческой процедуры в администтивному праве Украины, можно выделить следующие виды (группы) юридических процедур: нормотворческие процедуры; процедуры по принятию индивидуальных актов управления; вспомогательные процедуры (по которым не принимаетются управленческие решения, однако результат деятельности этих процедур может стать основой для принятия решения, как нормативного, так и индивидуального плана).
Понятие и признаки
государства
Сущность государства; признаки государства, отличающие его от власти в первобытном обществе; признаки, отличающие государство от других организаций в государственно-организованном обществе. Как Вы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущности государства, и какие? Госуда ...
Понятие и значение заочного производства
Имеющееся заочное производство кратко можно охарактеризовать как разбирательство и разрешение гражданского дела по упрощенному варианту процессуального регламента при согласии истца и в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об ува ...
Юридический состав административного правонарушения
Административное правонарушение, так же как и уголовное, имеет состав (только не преступления, а проступка), который соответственно включает: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону. Данные элементы являются обязательными для полного и законченного состава правонарушения, что нем ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).