Право и закон » Юридический процесс как вид юридических процедур » Понятие и признаки юридического процесса

Понятие и признаки юридического процесса

Страница 1

В теории государства и права нет единого подхода к оценке категории «юридический процесс», поскольку юридическая наука оперирует различными его понятиями.

A. В. Малько, например, определяет юридический процесс как «нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права».

С точки зрения И. В. Пановой юридический процесс — это разновидность социального процесса, является нормативно установленной формой упорядочивания юридической деятельности и правовых документов, которые включают в себя судопроизводства и правовые процедуры.

B. Н. Протасов подходит к определению юридического процесса как особой разновидности юридической процедуры, направленной на выявление и реализацию материального охранительного правоотношения.

Наиболее убедительной выглядит определение юридического процесса данное представителями «широкого подхода», где процесс рассматривается как комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права.

Проанализируем некоторые из представленных в юридической литературе мнений относительно признаков юридического процесса.

В советские времена было опубликовано несколько монографий, которые или полностью или частично были посвящены теории юридического процесса. Например, авторы монографии «Теория юридического процесса» под общей редакцией В.М. Горшенева, характеризуя признаки юридического процесса указывали, что юридический процесс:

1) это рассмотрение определенного юридического дела, то есть такого обстоятельства, которое бы рассматривалась по закону, а его последствия реализуются во имя исполнения закона;

2) это деятельность по совершенствованию операций с нормами права;

3) это правовая форма деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц;

4) это деятельность, результаты которой обязательно оформляются в соответствующих процессуальных документа ;

5) это деятельность, которая вызывает объективную потребность в процедурно-процессуальной регламентации;

6) это деятельность, которая непосредственно связана с необходимостью использования методов и средств юридической техники.

Такого же мнения придерживается в своих научных трудах и С.М. Махина. Среди представителей общепроцессуальной теории, работавших на рубеже распада Советского Союза и создания СНГ, обязательно следует упомянуть В.М. Протасова. В своей монографии он акцентирует внимание не на признаки юридического процесса, а выводит два, по его мнению, неоспоримых постулата:

1) юридический процесс - это процессуальная процедура, то есть разновидность правовой процедуры;

2) объем и содержание юридического процесса определяется тем, что он служит реализацией особых отношений - материальных охранительных отношений. Поэтому юридический процесс приобретает свой ​​смысл в монографии В.М. Протасова через характеристику и определение признаков правовой процедуры и охранительных отношений.

Следует отметить, что сегодня в Украине комплексных исследований юридического процесса на общетеоретическом уровне недостаточно.

Среди них можно выделить кандидатскую диссертацию А.В. Фатхутдиновой «Теоретико-правовые проблемы юридического процесса». Она считает, что к судебной ответственности относится любая правовая процедура, а потому к признакам, которые характеризуют юридический процесс, относит иерархичность, структурированность правовыми отношениями, наличие четко определенных субъектов, нацеленность на достижение правового результата, нормативную урегулированность, императивность.

А.Н. Бандурка и Н.Н. Тищенко отмечают, что юридический процесс характеризуют следующие основные и дополнительные признаки: во-первых , это организационная форма деятельности, которая всегда связана с рассмотрением таких обстоятельств и фактов, которые базируются на праве (законе) и влекут определенные юридические последствия, во-вторых, представляет собой совокупность правовых форм деятельности исключительно уполномоченных на то субъектов, в-третьих, это такая область человеческой практики, которая представляет собой органическую взаимосвязанную систему действий по совершению операций с нормами права, в-четвертых, всегда рассматривается как деятельность, результат которой закрепляется принятием соответствующих правовых актов, в-пятых, это такая деятельность, которая объективно требует процессуальной регламентации; в-шестых, для юридического процесса необходимо использование различных методов и средств юридической техники, достижений научно-технического процесса.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Обязанность доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию. Доказательственные презумпции
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФЗ. Обязанность (бремя доказывания) включает в себя необходимость представления, исследования и оценки доказательств. Одни ...

Риски, связанные с двойным гражданством
Прежде чем подавать заявление с просьбой о предоставлении канадского гражданства, нужно выяснить, сохранится ли нынешний гражданский статус, и если да, то не возникнет ли из-за этого проблем. От гражданства нельзя отказаться, просто объявив об этом. Нужно подать заявление в соответствующую службу т ...

Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве
В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а). Полномочия Президента Российской Федерац ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru