Особым объектом права собственности является земля (земельный участок). Это объясняется тем, что согласно ст. 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством и находится под особой охраной государства, а право собственности на землю гарантируется Конституцией Украины.
Особенности правового режима земли состоят в том, что в соответствии со ст. 9 ГК Украины положения Гражданского кодекса применяются к урегулированию отношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов (в том числе земли), если они не урегулированы иными актами законодательства. Таким образом, приоритет при решении конкретных вопросов осуществления права собственности на землю предоставляется нормам актов специального законодательства, а положения ГК применяются субсидиарно. Тем не менее, общие положения права собственности (в том числе те, которые применяются в этой сфере), устанавливаются Гражданским кодексом.
Таким образом, основными законодательными актами, регулирующими земельные отношения, являются Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 г., вступивший в силу с 1 января 2002 г., и ГК Украины, нормы главы 27 которого посвящены установлению основ гражданско-правового режима земли, находящейся в собственности субъектов гражданского права.
Объем и объекты права собственности на землю установлены ст. 373 ГК Украины, которая, в частности, предусматривает, что право собственности на земельный участок распространяется на поверхностный (грунтовой) слой в границах этого участка, на водные объекты, леса, находящиеся на ней многолетние насаждения. Право собственности распространяется также на пространство, расположенное над и под поверхностью участка, высотой и глубиной, которые необходимы для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.
В соответствии с этим положением, собственник земельного участка имеет право использовать его по своему усмотрению соответственно его целевому назначению, а также может использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не установлено законом и если это не нарушает прав других лиц.
Указание части 3 ст. 373 ГК Украины на то, что «собственник земельного участка имеет право использовать его по своему усмотрению соответственно его целевому назначению», содержит определенное внутреннее противоречие, поскольку речь идет об усмотрении, «ограниченном целевым назначением земельного участка». Другими словами, «усмотрение» собственника является вторичным относительно «усмотрения» субъектов публичной власти, которые определяют целевое назначение участка. Но это противоречие поясняется необходимостью учета и частного, и публичного интересов, которое, естественно, влечет определенное ограничение права собственности. Ведь «усмотрение собственника» здесь выступает как категория частного права, а «целевое назначение» – как категория права публичного.
Впрочем, собственник не является абсолютно и навсегда ограниченным в своих действиях целевым назначением земельного участка: по его инициативе органы исполнительной власти и местного самоуправления могут изменить целевое назначение соответствующего земельного участка (ст. 20 ЗК).
Субъектами права собственности на землю (земельный участок) являются физические лица, юридические лица, государство, территориальные громады (ст. 374 ГК Украины, ст. 80 ЗК). Тем не менее, это положение, как следует из последующих частей той же ст. 374 ГК и норм ЗК, следует толковать ограничительно.
В частности, иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности лишь на земельные участники несельскохозяйственного назначения в границах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные по наследству иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, на протяжении года подлежат отчуждению.
Роль и место ЦИК в разрешении избирательных споров
По мере формирования в Российской Федерации демократических институтов представительной и исполнительной государственной власти избирательные комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов Госуда ...
Характеристика конституционных гарантий правосудия
В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно – процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарант ...
Теоретические основы деятельности социальных работников в пенитенциарной
сфере
Наиболее интенсивное развитие социальной работы в Казахстане, началось в конце 90-х гг. XX столетия. На современном этапе развития социальной работы в Казахстане большое значение имеет разработка её теоретических основ. Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной раб ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).