Аналогичная позиция прослеживается и у другого автора — ДМ. Овсянко, который считает, что «на государственных служащих распространяется законодательство о труде, поскольку соответствующего специального нормативного акта в административном праве пока нет»[10]. Данную точку зрения разделяет также Д.Н. Бахрах, который, называя гарантии личными правами государственного служащего, считает, что они «призваны косвенно обеспечивать его эффективную деятельность»[14]. Преимущество косвенных методов, по мнению Д.Н. Бахраха, состоит в том, что «использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны».
Права государственного служащего выступают в качестве основного элемента правового статуса федерального государственного гражданского служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование,
Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должностные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы или иных органов).
В статье 14 Закона о государственной гражданской службе предусматриваются общие для всех государственных гражданских служащих права, обладание которыми не связано с конкретными государственными должностями.
Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. И наиболее существенными из них являются следующие:
принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
получение информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
посещение для исполнения должностных обязанностей различных объектов независимо от формы собственности;
ознакомление со всеми материалами своего личного дела;
проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.
Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карьера), на увеличение денежного содержания, а также на переподготовку и повышение квалификации. В соответствии со стажем государственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.
Для разрешения споров, связанных с государственной службой, служащий может обратиться в соответствующие государственные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).
Права государственных служащих в юридической литературе подразделяются на отдельные группы. Так, Ноздрачев А.Ф. права государственных служащих подразделяет на две группы: первую группу составляют права, которые относятся к существу служебной деятельности, а вторую – сопутствующие статусу служащих государственные права.
На три группы делит права государственного служащего Старилов Ю.Н.:
Историческое отношение к законам в России
Об исторически сложном отношении к законам в России говорилось всегда и первопричина здесь отнюдь не в плохих законах. Например, «Свод законов Российской империи» – это уникальный юридический памятник, аналоги которого достаточно сложно найти в мировой практике. Но даже эти законы исполнялись далек ...
Элементы состава преступления
Элементы состава преступления подразделяются на обязательные и факультативные. В число обязательных входят элементы, которые непременны для наличия состава преступления. Это такие элементы, которые образуют в своей целостности (системе) ту минимально достаточную и необходимую общественную опасность ...
Доступ к информации и открытость государства
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: введение законодательной нормы об обязательной публикации всех нормативных актов всех органов государственного управления различного уровня на веб-сайтах, в средства массовой информац ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).