Право и закон » Институт гражданства » Особый институт двойного гражданства

Особый институт двойного гражданства

Страница 3

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации”

1. Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств.Закрепленное Конституцией право на двойное гражданство может быть реализовано в порядке, определяемом федеральным законом или международным договором Российской Федерации. На данный момент в Российской Федерации не принят федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданства иностранных государств. Поэтому впредь до принятия такого закона вопросы двойного гражданства будут решаться посредством заключения международных соглашений.Вместе с тем сохраняет силу ст. 3 Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. в редакции от 18 января 1995 г.

Согласно ч. 1 ст. 3 названного закона за лицами, состоящими в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусматривается международным договором Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 3 Закона гражданин Российской Федерации может по ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор.

Таким образом, ст. 3 Закона о гражданстве не устанавливает дополнительных законодательных оснований для получения двойного гражданства, а только отсылает к положениям международных договоров, которые действуют или будут заключены по данному вопросу Российской Федерацией.

Статья 3 Закона о гражданстве различает две категории международных договоров Российской Федерации: международные договоры, предусматривающие иные правила по сравнению с ее ч. 1, и "соответствующий международный договор" (ч. 2 ст. 3).

К первой группе договоров могут быть отнесены те из них, которые иным по сравнению с ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве способом регулируют отношения по вопросам приобретения двойного гражданства. Это означает, что если названное положение Закона не признает за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, принадлежность к гражданству другого государства, то международный договор может содержать условия об обратном, т.е. признавать право российского гражданина на двойное гражданство и определять порядок его приобретения.

Такой международный договор должен устанавливать для Российской Федерации обязательство обеспечивать своим гражданам право приобретать гражданство другой стороны договора (или сторон, если договор многосторонний). Для граждан России такие договоры создают правовое основание для приобретения гражданства только тех государств, с которым Российская Федерация их заключила.

Приобретение гражданином гражданства другого государства не должно влечь утраты гражданства России

Ко второй группе международных договоров Российской Федерации следует отнести "соответствующие международные договоры", как они именуются в ч. 2 ст. 3 Закона “О гражданстве РФ”.

В соответствии с условиями таких договоров гражданин Российской Федерации не может приобрести двойное гражданство без разрешения компетентных органов государственной власти. Данное положение Закона о гражданстве воспроизводит нормы международных договоров, заключенных ранее СССР преимущественно с восточноевропейскими государствами с целью сокращения случаев возникновения двойного гражданства, которые сохраняют силу для Российской Федерации.

По Конвенции между СССР и НРБ о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства от 6 июля 1966 г. стороны не принимают в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов каждой из сторон. Действующее российское законодательство не содержит требований, препятствующих удовлетворению ходатайства российского гражданина о предоставлении ему гражданства государства, с которым заключен договор.

Вместе с тем ст. 5 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Польши от 31 марта 1965 г. запрещает сторонам принимать ходатайства о вступлении в свое гражданство от лиц, состоящих в гражданстве другой стороны, без предварительного предоставления заинтересованным лицам документа, выданного компетентным органом той стороны, в гражданстве которой оно состоит, подтверждающих отсутствие препятствий к изменению гражданства.

Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп. При осуществлении своих полномочий Комиссия должна, в частности, руководствоваться ст. 7 Закона о гражданстве и не создавать препятствий для приобретения иного гражданства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Признаки административного правонарушения
Исходя из определения административного правонарушения, выделяют следующие его признаки: - Деяние в виде действия (например, сброс отходов производства и потребления на почву; самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; загрязнение лесов сточными водами) или бездействия (например, о ...

Права и обязанности муниципального служащего
Основные права муниципального служащего закрепляет Федеральное и региональное законодательство. Муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных ...

Структура и организация деятельности пунктов централизованной охраны и центров оперативного управления
Пункты централизованной охраны – это подразделения вневедомственной охраны, обеспечивающие вневедомственную охрану объектов от краж и пожаров при помощи пультов централизованного наблюдения, концентрируемых в одном помещении. В структуру ПЦО входят начальник, дежурный ПЦО, группы задержания, а такж ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru