Понятие финансово-правовой нормы

Финансовое право, как и любая другая отрасль права, имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы. В теории права правовая норма определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Отличительным признаком в определении понятия финансово-правовой нормы являются именно общественные отношения, в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые нормы содержат правила, которые выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма – это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая имеет структуру. Структура финансово-правовой нормы состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза – первая часть финансово-правовой нормы, которая указывает, при каких условиях субъекту следует руководствоваться данной нормой. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими финансовые правоотношения.

Диспозиция – основа финансово-правовой нормы, устанавливающая содержание самого правила поведения. Она предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкция – часть финансово-правовой нормы, указывающая на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права.

Санкция определяет меры финансового воздействия за нарушение установленных предписаний в области финансов. Наиболее распространёнными являются: штраф, пеня, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесённых в срок платежей и т.д. Более того пеня в некоторых случаях взыскивается автоматически без установления вины лица.

Взысканные средства поступают в государственный или муниципальный бюджет.

В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта либо в иных нормативных актах.

Смотрите также:

Субъекты права на конфиденциальную информацию и их правовое положение
Статьей 420 ГК Украины определено, что коммерческая тайна является объектом интеллектуальной собственности. Соответственно имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну принадлежат лицу, которое правомерно признало информацией коммерческой тайной, если иное не установлено ...

Цена и оплата работы
Анализ п. 1 ст. 732 и ст. 735 ГК дает основания считать, что договор бытового подряда имеет специфику по сравнению с общими правилами о подряде и с точки зрения содержания, т.е. существенных условий, при отсутствии соглашения по которым договор считается незаключенным. Заказчик в соответствии с п. ...

Стадии федерального законодательного процесса в России
Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последова ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru