Финансовое право, как и любая другая отрасль права, имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы. В теории права правовая норма определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Отличительным признаком в определении понятия финансово-правовой нормы являются именно общественные отношения, в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые нормы содержат правила, которые выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Таким образом, финансово-правовая норма – это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования.
Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая имеет структуру. Структура финансово-правовой нормы состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза – первая часть финансово-правовой нормы, которая указывает, при каких условиях субъекту следует руководствоваться данной нормой. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими финансовые правоотношения.
Диспозиция – основа финансово-правовой нормы, устанавливающая содержание самого правила поведения. Она предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Санкция – часть финансово-правовой нормы, указывающая на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права.
Санкция определяет меры финансового воздействия за нарушение установленных предписаний в области финансов. Наиболее распространёнными являются: штраф, пеня, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесённых в срок платежей и т.д. Более того пеня в некоторых случаях взыскивается автоматически без установления вины лица.
Взысканные средства поступают в государственный или муниципальный бюджет.
В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта либо в иных нормативных актах.
Понятие и характеристика хозяйственных договоров
Договор является одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, так как представляет собой вид сделки (двусторонней или многосторонней), основанной на взаимном волеизъявлении двух или более лиц. Любой договор является сделкой, но не каждая сделка является договором. При этом важн ...
Создание и виды юридических лиц
Порядок создания юридических лиц регламентируется законодательством Украины. Для создания юридического лица его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которым является утвержденный участниками устав или учредительный договор между участниками. В зависимости от вида организаци ...
Этапы становление местного самоуправления на Руси
Екатерины II стремилась ввести в местное управление новые начала — децентрализации и самоуправления, в то время как в предшествующий период местное управление было обыкновенно централизованным, а самоуправление если и существовало, то опять же имело лишь повинностный характер и было настолько же це ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).