В Конституции РФ (ст. 57) обязанность уплаты налогов и сборов увязывается с их законным установлением. Однако эта норма должна толковаться расширительно, а именно: обязанность уплаты налога возникает при условии не только законного установления, но и законного введения налога. Такое толкование ст. 57 Конституции РФ нашло отражение в Постановлении от 30 января 2001 г. N 2-П, где Конституционный Суд РФ указал, что "требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию" такого закона, "но и к порядку введения его в действие(выделено мной. - М.А.)".
Ранее мы отмечали, что законодатель не различает понятия "вступление закона в силу" и "введение закона в действие", использует их как синонимы. Поэтому указание КС РФ на требование законного порядка введения в действие следует распространить и на порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Это означает, что налоги и сборы считаются законно установленными только в том случае, если порядок вступления в силу законов о налогах и сборах соответствует нормам, закрепленным в Конституции РФ и законодательстве.
С момента вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах возникает обязанность налогоплательщика их уплачивать, соблюдать положения вступившего в силу закона при их исчислении и уплате. Поэтому правильное определение момента вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах является важнейшей гарантией прав налогоплательщиков.
В Российской Федерации законы вступают в силу:
- в результате указания в тексте нормативного акта календарной даты, с которой юридический документ вступает в силу;
- в результате указания иных обстоятельств, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);
- в результате применения общих правил.
Общие правила установлены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Статья 6 Закона устанавливает, что "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования"
Порядок вступления в силу актов этой группы может быть разным:
- акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа начала очередного налогового периода по соответствующему налогу;
- акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
По общему правилу новый закон действует немедленно. Это немедленное действие выражается в том, что новый закон как бы рассекает длящееся отношение. Все те юридические последствия, которые в соответствии с происшедшими в прошлом фактами уже наступили, как правило, сохраняют свою силу. Все факты, возникшие после вступления
Правовое регулирование деятельности ЦИК
В современной России историю ныне действующих избирательных комиссий можно вести с 1993 г., хотя и с определенными оговорками. Дело в том, что в 1993 г. избирательные комиссии были созданы на основе указов Президента РФ, а не на основе законов, да еще в условиях фактического отсутствия Конституции. ...
Выявление следов рук парами йода
Пары йода поглощаются потожировым веществом. С помощью йода обнаруживают следы на бумаге, стекле, металле, дереве, пластмассе, а также на волокнистых, неглянцевых поверхностях. Пары йода являются одним из самых качественных и надежных средств обнаружения следов пальцев рук. Для возгонки паров испол ...
Проверка показаний на месте
Суть проверки показаний на месте заключается в том, что на месте происшествия проверяются и уточняются показания подозреваемого, обвиняемого, которые были даны ранее на предварительном следствии. Перед началом проверки показаний на месте следователю целесообразней разработать подробный план ее пров ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).