Право и закон » Пределы действия актов налогового и финансового законодательства во времени » Общее понятие налогового и финансового законодательства

Общее понятие налогового и финансового законодательства

Страница 2

Понятие обратной силы закона означает распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются на прошедшее время, обращены в прошлое.

Также необходимо выделить простую и ревизионную обратную силу закона. В первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, но не породившие окончательных юридических последствий в части дальнейшей их реализации, т.е. пересмотр завершенных юридических последствий не происходит. Во втором случае новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно, т.е. производится пересмотр этих последствий в соответствии с новым актом.

Рассмотрение права в аспекте его действия определяет главное его качество — способность оказывать влияние на поведение людей. Действие права в этом смысле следует рассматривать как определение сферы его осуществления или как переход юридически должного (реализация) в социальную практику. Подобный подход позволяет выявить определенный «срез» права, который отражает его бытие на различных уровнях, в том числе во времени. При этом категория «действие права» включает ряд тех или иных возможностей, определяющих содержание механизма его обеспечения, что в свою очередь позволяет «определить тот инструментарий, который необходим обществу и отдельной личности для цивилизованного участия в общественной жизни».

Вопрос действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, имеет большое практическое значение. От его правильного решения зависит, какой закон будет применяться: новый или прежний, на каких субъектов распространится его действие и какими территориальными рамками оно ограничится. Вследствие того, что уплата налогов и сборов является всеобщей обязанностью, то соответственно и указанные аспекты действия налогового законодательства касаются каждого. Актуальность данного исследования подтверждается большим количеством судебных решений и периодических научных публикаций по данным вопросам.

Завершая работу, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы, полученные в ходе исследования:

1. Основным условием действия нормативных правовых актов, включаемых в состав налогового законодательства, является их полное соответствие положениям НК РФ.

Правовые признаки, позволяющие сделать вывод о соответствии или несоответствии того или иного акта налогового законодательства Российской Федерации «налоговой конституции» страны, как иногда с известной долей условности именуют НК РФ, содержатся в ст. 6 НК РФ.

В практике российского законотворчества нередки случаи, когда тот или иной элемент налогового обязательства не установлен либо установлен, но не определен. Недостатки закона в таких случаях восполняются ведомственными нормативными актами, а порой - решениями судебных органов.

НК РФ установил, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ). Любое толкование, не основанное на тексте закона, есть произвол, независимо от оправдания необходимости такого толкования.

Таким образом, нам представляется, что совершенствование налогового законодательства должно идти не по пути развития подзаконного нормотворчества, а по пути совершенствования самих законов о налогах, установления таких механизмов преодоления пробелов в законодательстве, которые позволяли бы, не прибегая к изданию инструкций, на основании самого закона определять правильный вариант действий.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации
Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общест ...

Криминалистические средства и методы установления и фиксация внешних признаков человека
В процессе собирания данных о внешнем облике человека может найти применение весь арсенал известных технико-криминалистических средств и методов, в том числе поисковая и регистрационная техника, трасологические методы и т.д., рассмотрение которых составляет содержание смежных отраслей криминалистич ...

Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
При отклонении Президентом федеральных законов Совет Федерации, как и Государственная Дума, рассматривает их повторно по следующей процедуре. Вместе с текстом федерального закона, ранее отклоненного Президентом и затем повторно рассмотренного Государственной Думой, на имя Председателя Совета Федера ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru