Право и закон » Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты » Обсуждение проекта Конституции накануне референдума 12 декабря 1993 года. Итоги и значение референдума

Обсуждение проекта Конституции накануне референдума 12 декабря 1993 года. Итоги и значение референдума

Страница 1

Стала очевидной необходимость вынесения проекта Конституции на референдум. Форма референдума была избрана в связи с тем, что это она выглядит наиболее демократичной и эффектной, а также при должном уровне агитации позволяет добиться от народа нужного результата. Кроме этого, поддержав на референдуме проект Президента, население автоматически признало бы нахождение Б. Н, Ельцина у власти легитимным, что решило бы сразу же несколько проблем. Поэтому работа Конституционного совещания, которое создавало иллюзию общественной вовлеченности в процесс разработки проекта Конституции, возобновляется. Однако на самом деле проект разрабатывался узким кругом лиц, состоящим из Президента и его приближенных, а также некоторых экспертов-правоведов.15 октября 1993 года появляется Указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации", согласно которому голосование по проекту назначается на 12 декабря, то есть на день проведения выборов депутатов федерального парламента.

Однако стоит отметить, что некоторые положения проекта Конституции, в частности, касающиеся представительных органов власти, уже были частично реализованы на практике Указами Президента в рамках так называемого "переходного периода".

Дискуссионными были вопросы порядка формирования Государственной Думы и Совета Федерации, а также сроков их деятельности. В результате верхняя палата по проекту формировалась за счет лиц, обладающих исполнительной и законодательной властью в субъектах Российской Федерации, а Государственная Дума избиралась, и у ее депутатов профессиональная основа деятельности.

Обсуждался вопрос ликвидации Конституционного Суда, который все же был сохранен, но с сильно видоизмененными полномочиями. Спорной была проблема конституционных основ федеративного устройства государства и разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов. В итоговом тексте все положения, касающиеся данного вопроса, были раскрыты максимально полно.

Несомненно много пересудов вызвало определение положения и функций Президента в системе государственной власти. В результате он сохранил достаточно сильные позиции. Правительство же по проекту выступает в основном в роли органа при Президенте.

Выносимый на референдум проект был готов уже к началу ноября 1993 года, а опубликован 10 ноября 1993 года. Началось активное его обсуждение, в связи с чем месяц до проведения выборов был крайне напряженным. Это обуславливалось также тем, что: была прекращена работа Советов на местных уровнях; деятельность средств массовой информации и общественных объединений то разрешалась, то запрещалась властью; параллельно шла подготовка выборов в Государственную Думу, в которых участвовали многие из бывших народных депутатов. По мере возрастания накала страстей в обществе становилась все очевиднее необходимость принятия Конституции. Ее непринятие обеспечило бы новый уровень борьбы политических сил, чего страна бы уже не выдержала.

На референдуме Конституция получила необходимое большинство голосов. Однако по большей части это объяснялось не совершенством ее содержания, а желанием людей найти выход из затяжного кризиса и прийти к стабильности в обществе. Многие из голосовавших за Конституцию даже близко не были знакомы с ее текстом. В голосовании приняло участи 54,8% населения. За принятие Конституции проголосовало 58,4% из числа пришедших на референдум. Постановлением ЦИК от 20 декабря 1993 года "О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" референдум был признан состоявшимся, а Конституция принятой всем народом страны. Это постановление и текст Конституции были опубликованы в "Российской газете" 25 декабря 1993 года, и с момента публикации новая Конституция вступила в силу. Однако днем ее принятия все же считается 12 декабря 1993 года, объявленное Б.Н. Ельциным государственным праздником. Таким образом, с этой даты начинается новая эра в жизни нашего государства, ознаменованная принятием нового Основного Закона страны, регламентирующего основные сферы жизни обновленного общества.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Формирование правового сознания в государстве
Становление правового государства предполагает формирование качественно нового правового сознания. Общественным сознанием усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли права. Главное - это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а не какие-то там правовые ценности, юридические нач ...

Объекты страхования имущества
Объектами страхования имущества являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с владением, распоряжением, пользованием имуществом и необходимостью возмещения ущерба при наступлении страховых случаев. Объектами страхования являются страховщики, страхователи, выгодопри ...

Дипломатические представительства: функции, полномочия, состав и представительства
Дипломатическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений, Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатич ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru