Наука уголовно-процессуального права до знаменитой судебной реформы 1864 года рассматривала экспертизу в качестве непосредственного источника убеждения судьи, указывая, что взгляд сведущих лиц вполне может заменить мнение судьи или лица, ведущего производство по уголовному делу. Заметим, что в этом вопросе сказывается влияние всего строя розыскного процесса, в основе которого лежала теория формальных доказательств.
Судебная реформа 1864 г., которая полностью изменила судоустройство и судопроизводство в дореволюционной России, коснулась и института судебной экспертизы. Так, согласно ст. 112 и ст. 135 Устава уголовного судопроизводства, эксперта следовало приглашать в случаях, когда для точного понимания обстоятельств уголовного дела необходимы специальные сведения или опытность в науке, искусстве, ремесле, промысле или каком-либо занятии.
Согласно ст. 326 Устава уголовного судопроизводства, лица, ведущие производство по делу, моги привлекать в качестве экспертов: "врачей, фармацевтов, профессоров, учителей, техников, художников, ремесленников, казначеев и лиц, продолжительными занятиями по какой-либо службе или части приобретшие особую опытность".
Согласно ст. 633 Устава уголовного судопроизводства, экспертами по делу не могли быть лица, которые в нем участвуют, как-то: потерпевшие, свидетели, присяжные заседатели.
Мнения и суждения экспертов должны быть объективными, эксперты должны "иметь все качества достоверных свидетелей" (ст. 328 Устава уголовного судопроизводства). Эксперты производили исследование и представляли свои мнения и заключения по вопросам, предложенным следователем или судом. Закон открывал для экспертов возможность проявления инициативы, устанавливая, что эксперты "не должны упускать из виду и таких признаков, на которые следователь не обратил внимания, но исследование коих может привести к открытию истины" (ст. ЗЗЗ Устава уголовного судопроизводства).
В российском дореволюционном уголовно-процессуальном праве экспертов обозначали как пособников суда. При этом сама экспертиза понималась как средство деятельности суда. Исследователи отмечают, что подобная теория "эксперт - помощник суда" заимствована из права Германии, отличительной чертой которой выступает то обстоятельство, что эксперт рассматривался одновременно как судья факта. Эксперт, как и суд, решает имеющие значение для дела вопросы с той разницей, что эксперт делает это на основе специальных познаний. Решение суда становилось результатом деятельности не только суда, но и эксперта.
Первые советские Уголовно-процессуальные кодексы РСФСР 1922 и 1923 гг. отказались от термина "сведущие лица" и приняли общепризнанный в юридической литературе термин "эксперт". Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР отказался от подробного перечисления категорий лиц, которых можно приглашать в качестве экспертов, как это делал Устав уголовного судопроизводства 1864 г. Эксперт был наделен правами, оговоренными более подробно, нежели в Уставе уголовного судопроизводства 1864г.: с разрешения следователя знакомиться с обстоятельствами дела, знание которых ему необходимо для дачи заключения, составлять при определенных условиях акт о невозможности дать заключение, присутствовать в зале суда, право на возмещение понесенных расходов и вознаграждение за выполнение своих обязанностей и др.
В современной уголовно-процессуальной доктрине России статус эксперта предопределен тем, что его относят к участникам уголовного процесса, содействующим осуществлению правосудия. Отличительным признаком таких субъектов является их незаинтересованность в исходе дела.
Самостоятельность положения эксперта среди других участников уголовного процесса, содействующих осуществлению правосудия, обусловлена его обязанностью предоставления суду источника доказательства - заключения эксперта, а также особой процессуальной формой реализации данной обязанности. Подробнее о правовом статусе эксперта мы будем говорить второй части нашей работы.
Классификация и принципы государственного контроля
Рассматривая государственный контроль как общее теоретическое понятие следует выделить основные критерии, с помощью которых можно характеризовать тот или иной вид контроля. В частности, существует разделение контроля во времени, то есть наличие определенных стадий контроля, следующих одна за другой ...
Основания приобретения права собственности
юридических лиц
Основаниями возникновения права собственности негосударственных юридических лиц являются вклады его учредителей (участников), прибыль, получаемая в результате осуществления хозяйственной деятельности, и приобретение имущества в результате совершения гражданско-правовых сделок. Что касается некоммер ...
Концепция двух самостоятельных правовых категорий:
иска в материально-правовом и иска в процессуальном смыслах
Суть этой концепции в общих чертах сводится к тому, что в гражданском и гражданском процессуальном праве не может быть одного понятия иска. Применительно к гражданскому праву следует употреблять термин иск в материально-правовом смысле, а к гражданскому процессуальному праву - в процессуальном. Пре ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).