Социально-экономическое содержание и сущность местного бюджета

Страница 1

В современном обществе местное самоуправление играет наиболее значимую роль в развитии Российской Федерации, является фундаментом, на котором происходит становление экономики нашей страны. Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций они наделены соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местных бюджетов. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Во-вторых, главная роль местных бюджетов заключается в создании финансовой базы. Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.). Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Согласно данным официальной отчетности в 2012 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 3138,4 млрд. рублей, что выше уровня 2011 года на 6,0% или 177,3 млрд. рублей.

Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, снизились в 2012 году по сравнению с предыдущим годом (на 5,0 млрд. рублей или 0,2%), за счет снижения объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам, в частности, дотаций, и составили 2244,8 млрд. рублей.

При этом в местных бюджетах 40 субъектов Российской Федерации по сравнению с 2011 годом произошел рост собственных доходов, а в 43 субъектах Российской Федерации - снижение.

Темпы роста собственных доходов местных бюджетах в бюджетах субъектов федерации можно проследить на примере таблицы 1:

Таблица 1

Темпы роста собственных доходов местных бюджетах в бюджетах субъектов федерации (млн. руб.)

Наименование субъекта РФ

Собственные доходы (исполнение)

Темп роста 2012/2011, %

2011

2012

Республика Калмыкия

2 436,2

3 411,7

40,0

Чукотский автономный округ

6 371,5

7 749,4

21,6

Хабаровский край

34 137,4

40 512,2

18,7

Брянская область

10 726,7

12 613,3

17,6

Республика Коми

22 137,5

25 864,7

16,8

Карачаево-Черкесская Республика

3 748,6

4 360,7

16,3

Новосибирская область

46 213,5

53 661,1

16,1

Республика Саха (Якутия)

35 818,6

40 923,6

14,3

Орловская область

7 851,6

8 970,3

14,2

Удмуртская Республика

20 832,7

23 761,3

14,1

Чувашская Республика

11 291,8

12 864,8

13,9

Ленинградская область

33 912,3

38 433,5

13,3

Приморский край

28 889,7

32 135,1

11,2

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Проект народных депутатов-коммунистов
Данной группой было предоставлено в общей сложности три проекта Конституции. Наибольший интерес представляет проект, подготовленный депутатской фракцией "Коммунисты России" Верховного Совета РФ. Данный проект был опубликован в газете "Правда" 5 июня 1993 года и в "Российско ...

Президент РФ в системе разделения властей
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следуе ...

Порядок возмещения причиненного ущерба работодателю
Размер ущерба, причиненного работодателю, определяется по фактически понесенным потерям, стоимость которых исчисляется по рыночной цене. При этом стоимость имущества работодателя не может быть оценена ниже данных бухгалтерского учета. Прежде чем принять решение о возмещении ущерба работником, работ ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru