Основания административной ответственности

Страница 1

Основания административной ответственности - это такие условия, при наличии которых к право нарушителю применяется административно - правовое взыскание. Основания бывают:

Нормативными – нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административного права;

Фактическое – совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;

Процессуальное – когда компетентный орган издает правоприменительный акт, определяющий административное наказание.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

нормативное, то есть, существуют нормы которые ее регулируют;

фактическое, то есть должно быть какое либо противоправное деяние какого-то конкретного субъекта, и это деяние должно нарушать правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для возникновения реальной ответственности требуется, чтобы были все три основания причем именно в указанной последовательности. В первую очередь необходима норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. Когда имеется и норма и деяние, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.

Много лет в борьбе с правонарушениями роль административной ответственности постепенно росла, а последнее время эта тенденция начала выступать еще активней. Увеличилось фактическое использование многих составов административных проступков. Административная ответственность стала более жесткой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными проступками (нарушение избирательных прав, правил заключения коллективных договоров, неуважение к суду, невыполнение требований прокурора, многих должностных лиц и др.).

Расширение зоны административной ответственности происходит также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше считались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными проступками, гражданско-правовыми деликтами. Tак, сейчас не уголовные, а административные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил административного надзора и др. Создано много норм, которые определяют административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.

Что вызвало повышение роли административной ответственности в обеспечении правопорядка?

Первое, отрицательными последствиями научно-технического развития. Повальное использование продукции современной химии, радиоактивных элементов, сложной техники, газа, компьютеров, электричества и т. д. заставляет общество озаботилось своей санитарной, противопожарной, информационной и иной безопасности. Достаточно вспомнить o вреде, который наносят дорожно – транспортные происшествия, загрязнения водоемов промышленными отходами. Появилась необходимость улучшить охрану людей, материальных ценностей, окружающей среды от отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Второе, принятие норм, устанавливающих ответственность за неисполнение законных актов государственных и муниципальных органов, представителей власти, за неуважение к суду призвано создать условия для нормальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе.

Третье, административными наказаниями, прежде всего, охраняется переработанное налоговое, таможенное дело, борьба с монополизмом и многие другие экономические отношения, созданные в ходе экономических преобразований.

В демократически построенном обществе формирование и функционирование государственной администрации должны быть четко и полно урегулированы правом. И основную позицию здесь занимает фундаментальная отрасль права любого государства – административное право. Особенно значимо административное право в России, где такие факторы, как большая территория, природные ресурсы, полинациональное население, исторические традиции определили особое значение государственной администрации (административной власти).

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Принимаем материальные ценности
Принять материальные ценности без доверенности имеет право только руководитель юридического лица (то есть предприятия) либо сам индивидуальный предприниматель. Полномочия руководителя подтверждаются удостоверением руководителя, а личность индивидуального предпринимателя - документами, удостоверяющи ...

Рассмотрение закона в Совете Федерации
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение Совета Федерации. Конституционно закреплено, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половин ...

Должностные преступления
В эпоху кормления не было такой необходимости для образования понятия об этих преступлениях; “обида”, причиняемая наместниками, могла возбудить лишь частный иск первых против последних. Однако преступления этого рода проникают в законодательство уже в эпоху судебников. Среди них на первом месте сто ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru