Основания административной ответственности - это такие условия, при наличии которых к право нарушителю применяется административно - правовое взыскание. Основания бывают:
Нормативными – нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административного права;
Фактическое – совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;
Процессуальное – когда компетентный орган издает правоприменительный акт, определяющий административное наказание.
Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:
нормативное, то есть, существуют нормы которые ее регулируют;
фактическое, то есть должно быть какое либо противоправное деяние какого-то конкретного субъекта, и это деяние должно нарушать правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.
Для возникновения реальной ответственности требуется, чтобы были все три основания причем именно в указанной последовательности. В первую очередь необходима норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. Когда имеется и норма и деяние, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.
Много лет в борьбе с правонарушениями роль административной ответственности постепенно росла, а последнее время эта тенденция начала выступать еще активней. Увеличилось фактическое использование многих составов административных проступков. Административная ответственность стала более жесткой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными проступками (нарушение избирательных прав, правил заключения коллективных договоров, неуважение к суду, невыполнение требований прокурора, многих должностных лиц и др.).
Расширение зоны административной ответственности происходит также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше считались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными проступками, гражданско-правовыми деликтами. Tак, сейчас не уголовные, а административные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил административного надзора и др. Создано много норм, которые определяют административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.
Что вызвало повышение роли административной ответственности в обеспечении правопорядка?
Первое, отрицательными последствиями научно-технического развития. Повальное использование продукции современной химии, радиоактивных элементов, сложной техники, газа, компьютеров, электричества и т. д. заставляет общество озаботилось своей санитарной, противопожарной, информационной и иной безопасности. Достаточно вспомнить o вреде, который наносят дорожно – транспортные происшествия, загрязнения водоемов промышленными отходами. Появилась необходимость улучшить охрану людей, материальных ценностей, окружающей среды от отрицательных последствий научно-технического прогресса.
Второе, принятие норм, устанавливающих ответственность за неисполнение законных актов государственных и муниципальных органов, представителей власти, за неуважение к суду призвано создать условия для нормальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе.
Третье, административными наказаниями, прежде всего, охраняется переработанное налоговое, таможенное дело, борьба с монополизмом и многие другие экономические отношения, созданные в ходе экономических преобразований.
В демократически построенном обществе формирование и функционирование государственной администрации должны быть четко и полно урегулированы правом. И основную позицию здесь занимает фундаментальная отрасль права любого государства – административное право. Особенно значимо административное право в России, где такие факторы, как большая территория, природные ресурсы, полинациональное население, исторические традиции определили особое значение государственной администрации (административной власти).
Право на здоровые и безопасные условия труда
Одной из первостепенных задач, стоящих перед нашим государством, является охрана здоровья граждан, которая обеспечивается созданием безопасных условий труда, ликвидацией или сведением к минимуму производственного травматизма и профессиональных заболеваний, то есть совершенствованием охраны труда. В ...
Международное право и правовая система России
Вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации. Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные прав ...
Виды федеральных органов исполнительной власти
Как было ранее сказано, виды органов исполнительной власти- это система исполнительных органов. Классификация органов исполнительной власти следующая: 1) По федеративному устройству: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов. 2) По объему компетенции: органы о ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).