Изначально наркотические растения и средства, изготавливаемые из них, употреблялись в лечебных целях, при исполнении религиозных обрядов и т. д.
Первые упоминания о проблеме употребления наркотиков на территории Древней Руси дошли до нас из текстов различных вариантов Русской Правды, Княжеских Уставов и Грамот, принятых с VIII по XI в. Данный исторический период характеризовался острым противоборством между распространявшей свое влияние на территории Древней Руси православной церковью и жрецами славянского язычества. Во времена, предшествующие Крещению Руси, жрецы являлись административной инстанцией княжеской власти, занимающейся контролем оборота зелья (наркотиков) в лечебных и обрядных целях.
С Крещением Руси (938-939 гг.) функция контроля над зельем переходит от жрецов к Церкви. Священнослужители, наделенные полномочиями розыска, изобличения и поимки лиц, незаконно занимавшихся оборотом наркотиков в формах «ведьства», «зелиничства», «потворов», «ча-родеяния», «волхования», стали преследовать жрецов, волхвов и других представителей язычества.
Нарушителей правил обращения с зельем по Уставу князя Владимира Мономаха «О десятинах, судах и людях церковных» (XI-XII вв.) предписывалось подвергать жестокому преследованию вплоть до лишения жизни . Широкое распространение в это время получили такие виды наказания, как взыскание штрафа в пользу митрополита и сжигание на костре.
Борьба церкви с представителями язычества продолжалась до XV в. Церковной и монашеской администрации значительно облегчили борьбу с незаконным оборотом наркотиков принятые во второй половине XV в. Судебники 1497, 1550 гг. и Стоглав 1550 г., которые систематизировали разрозненные «антинаркотические» нормы древнерусского права.
Позднее полицейские функции в области государственной монополии по охране медицинского обслуживания населения, в том числе и наркосодержащими лекарствами, Соборное Уложение 1649 г. передает от церкви к воеводам, подчиненным Земскому приказу (в пределах г. Москвы) и Разбойному приказу (в пределах Московского уезда). Согласно положениям Соборного Уложения 1649 г. к числу наркотиков был причислен табак, курение которого из рога строжайше преследовалось.
С 1672 г. на территории Руси повсеместно открываются аптеки, называемые в народе «кухнями ведьм». Это приводит к частичной передаче контроля за использованием наркотикосодержащих лекарств аптекарям и лекарям.
Петр I Артикулами Воинскими 1715 г. ввел незаконное врачевание в разряд политических преступлений «против веры».
Закон от 23 апреля 1733 г. «Об учреждении полиции в городах» и «Устав благочиния» и «Полицейский устав» от 8 апреля 1782 г. предоставляют право чинам полиции пресекать незаконные действия с наркотиками, наркотикосодержащими растениями и лекарствами, а также осуществлять наказание виновных лиц.
В Уложении о наказаниях в главе «О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие» имелось особое отделение, именуемое «О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих». Расширив основания ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой), Уголовное Уложение 1903 года дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой — лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.
В России в 1915 г. указом императора России «О мерах по борьбе с опиумом» по территории Приамурского, Иркутского генерал-губернаторства Забайкальской области в уголовное право были введены понятия «хранение, приготовление и перевозка наркотиков».
После I Мировой войны наркомания стала серьезной социальной проблемой, а в некоторых районах потребление наркотиков приобрело размах бедствия.
Было принято решение возложить на международную организацию Лигу Наций контроль за международным сотрудничеством в области борьбы с распространением наркотиков, а также было принято два международных правовых акта:
Женевское соглашение о запрещении производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума – от 11.02.25
Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19.02.25. СССР присоединился к данной конвенции 29.11.36 г.
Торговцы наркотиками стали объединяться в международные преступные организации, в связи с чем и возникла необходимость введения международных уголовно-правовых мер ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Женевская конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами от 26.06.36 г. предусматривала возможность выдачи преступника иностранному государству для привлечения к ответственности.
Понятие хулиганства
В диспозиции ст. 213 Уголовного кодекса хулиганство определяется как «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до дв ...
Правовой механизм регламентации договора ренты и
его виды
ГК РФ является единственным источником правового регулирования договора ренты. Никакие федеральные законы или подзаконные нормативные правовые акты его не дополняют и в компетенцию субъектов РФ его регулирование не входит. С учетом внутренней классификации разновидностей договора ренты к каждой из ...
Предъявление для опознания: понятие, сущность, содержание, виды
Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, при описании следственных действий, не даёт определения предъявлению для опознания. Законодатель ограничивается лишь указанием действий следователя при производстве данного следственного действия, не раскрывая при этом его сущности. Поэтому, анализируя УПК РФ, мы ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).