Понятие и виды товарных знаков

Страница 1

Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [3].

Таким образом, в п. 1 ст. 44 ГК содержится традиционный перечень признаков юридического лица, к которым законодатель относит:

организационное единство;

наличие обособленного имущества;

самостоятельную гражданско-правовую ответственность;

участие в гражданском обороте от собственного имени [9].

В силу того, что юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, его правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта правоотношений. Так, для коммерческой организации такими признаками будут являться фирменное наименование, место регистрации, товарный знак и т.д. [28]. В свою очередь, товарным знаком согласно ст. 1017 ГК признается обозначение, способствующее отличию товаров одного лица от однородных товаров других лиц.

Помимо ГК, основным профильным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, является Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон), согласно п. 1 ст. 1 которого товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров и (или) услуг одного лица от однородных товаров и (или) услуг других лиц [5]. При этом в настоящее время в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

словесные обозначения, включая имена собственные;

сочетания цветов;

буквенные;

цифровые;

изобразительные;

объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку;

комбинации таких обозначений.

Подчеркнем, что товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, а иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Однако на сегодняшний день законодательными актами подобные случаи не предусмотрены.

В связи с этим, некоторые авторы отмечают, что, на первый взгляд, законодательными актами признаются товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное восприятие. Однако согласно п. 2 ст. 1017 ГК в предусмотренных законодательными актами случаях в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы иные обозначения. Это дает основание сделать вывод, что в Республике Беларусь в качестве товарного знака могут также использоваться звуковые, световые и иные обозначения (например, звуковые обозначения могут использоваться в качестве позывных сигналов радиостанции или телевизионного канала). В то же время, очевидно, что весьма проблематично использование в качестве товарного знака запаха, хотя в некоторых государствах обонятельные знаки все же используются в качестве товарных знаков, например в Австралии, Великобритании [24].

При этом Ю.А.Федорова и Д.И.Иванова отмечают, что по графической форме товарные знаки делятся на словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений (комбинированные). Существуют также звуковые, обонятельные, световые и иные обозначения, однако в Республике Беларусь они не регистрируются, соответственно не охраняются [27, c. 62].

Помимо формы выражения, товарные знаки можно условно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от количества субъектов права на товарный знак, выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки, в зависимости от известности – обычные и общеизвестные, а в зависимости от уровня регистрации – национальные и международные [26]. При этом особого внимания заслуживают коллективные и общеизвестные товарные знаки, особенности правового регулирования которых определены в Законе.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Процессуальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела
В результате рассмотрения заявления или сообщения о преступлении должно быть принято одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности или по подсудности. Возбуждение уголовного дела. Такое решение м ...

Реклама в Интернет как отдельный вид электронной сделки
В настоящее время достаточно широкое распространение получило такое явление, как интернет-реклама. В соответствии со статьей 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации «реклама, и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное п ...

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.3 ст.15.25 КоАП РФ
Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, установленного в соответствии со ст.21 Закона. Порядок обязательной прода ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru