Право и закон » Землеустройство в России XIX века » Какой была система землепользования в конце XIX в

Какой была система землепользования в конце XIX в

Страница 1

В 40-х годах ХІХ в. система права, существующая в Украине, была заменена системой российского права, основой которого являлся Свод законов Российской империи. В этом документе право собственности на землю рассматривалось как право на все созданное природой на поверхности последней, на всё, что содержится в недрах земли, на воды, находящиеся в её границах.

Земельное законодательство этого периода в виде норм обычного и писаного права находилось ещё в «зародышевом» состоянии. Причём эти нормы имели различное происхождение, источники права были неупорядоченными и одни из них противоречили другим. Однако уже во время составления проекта «Собрание малороссийских прав» 1807 г. кодификаторы выделили в отдельный раздел вопросы, связанные с поземельными отношениями, которые должны были регулироваться нормами обычного права.

При этом выяснялось, часто ли встречается совместная земельная собственность, часто ли возникают противоречия в отношении неё, не мешает ли существование этой собственности развитию государственных хозяйств, при каких условиях и каким способом производится разделение указанной собственности. Раздел состоял из 25 параграфов и назывался «Про поземельное и оброчное право». Указанный кодифицированный акт играл огромную роль в становлении отечественного земельного законодательства.

Не смотря на то, что по своей сути «Собрание малороссийских прав» было цивильным кодексом, оно впервые урегулировало в законодательном порядке целый комплекс земельно-правовых институтов, например, таких, как право земельного сервитута, чиншевое (нормы феодального права, сложившегося в XIII–XIV в Европе), а также право поземельного пользования, которые или совсем не были урегулированы общеимперским законодательством, или противоречили ему. Таким образом, практически до конца XIX в. земельные отношения на территории Украины в основном регулировались нормами обычного и писанного цивильного права.

Крестьянская реформа 1861 г. дала импульс настоящему развитию земельного законодательства. Был принят пакет законодательных актов. Наиболее важное значение имел Манифест об отмене крепостного права, принятый 19 февраля1861 г. Во исполнение манифеста были приняты «Общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости»; «Положения об устройстве дворовых людей»; «Положения о губернских и поветовых по крестьянским вопросам учреждениям»; «Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; «Закон о создании крестьянского банка».

На момент проведения реформы правовой режим земель определялся главным образом не их целевым назначением, а правовым положением субъектов поземельных прав. Существовало большое количество категорий земель, среди которых можно выделить государственные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные, майоратные, частнособственнические, посессионные, общественные, крестьянские.

Главный вопрос реформы (о предоставлении земли бывшим крепостным) решался путём предоставления крестьянам земли за выкуп. В результате чего они получали землю не в собственность, а в постоянное землепользование, за что обязаны были отбывать в пользу помещиков повинность в виде исполнения конкретных работ или выплаты некоторой суммы денег. После выкупа крестьянами надельных земель у помещиков селениям выдавались документы на приобретенную у помещиков землю.

Реформа 1861 г. сохранила две основные формы землевладения, сложившиеся исторически: общину, которая существовала на большей части территории Украины, и подворовую. Общинная собственность на землю была особым видом совместного пользования ею. Соответственно указаниям второго департамента Правительствующего сената от 25 февраля и 10 марта 1908 г. разница между понятиями общественной и совместной собственности состояла в том, собственником первой было общество как юридическое лицо, отделенное от его членов, а собственником другой – отдельные лица.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Производство по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар
Принудительная госпитализация. Заявление о принудительной госпитализации гражданина подается прокурором в суд по месту нахождения психиатрического учреждения. К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в принудительном ...

Функция охраны правопорядка
Функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, ...

Ярославская областная Дума
Постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ярославской области является Ярославская областная Дума, которая состоит из 50 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутаты Ярославской областной Думы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного пр ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru