Право и закон » Источники права » Систематизация нормативно правовых актов

Систематизация нормативно правовых актов

Страница 1

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно правовых актов (законодательства) — «это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм». В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Они различаются в самом процессе упорядочения правового материала. Мы последовательно рассмотрим и дадим характеристику каждой из вышеперечисленных форм.

И начнем с самого простого вида систематизации – инкорпорации. Инкорпорация – «это объединение в сборники (собрания) действующих нормативно правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания.»

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает?

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорация бывает официальной, официозной и неофициальной. Официальная означает издание сборников действующих нормативно правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. В отличии от официальной, неофициальная инкорпорация представляет собой собрание законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа,но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения.

Следующая форма систематизации это кодификация. Кодификация - «деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений». Кодификация всегда носит официальный характер. В ее процессе отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификации присущи следующие признаки: ей занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Она также представляет собой деятельность, которая направлена на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Они рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Общие принципы взаимодействия палат Российского парламента
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняетс ...

Принципы гражданского процессуального права и их классификация
Принцип гражданского процессуального права представляет собой нормативно установленное положение, которое призвано отражать основные господствующие идеи общества и государства в течение некоторого промежутка времени. Выделяют конституционные принципы (например принцип состязательности) и отраслевые ...

Правовое регулирование применения телекоммуникационных средств связи при совершении электронной сделки
Для начала следует определиться, что же понимается под телекоммуникационными средствами связи. Под телекоммуникационным средством связи понимается информационно-телекоммуникационная сеть. В ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дано определение информационно-телек ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru