Сервитут может быть срочным или постоянным.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Данное императивное правило п. 5 ст. 23 Кодекса применяется в отношении частных и публичных сервитутов. Согласно п. 2 ст. 41 Кодекса, права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, а на основании публичного сервитута - нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут. Поэтому при заключении договоров и подготовке нормативных правовых актов, устанавливающих сервитуты, необходимо учитывать указанное правило.
Сервитуты подлежат государственной регистрации. При государственной регистрации сервитутов применяются как общие положения ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов.
Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в указанном Едином государственном реестре.
Еще одним вещным правом на земельные участки является безвозмездное срочное пользование.
Состояние экономики нашего государства находится в прямой зависимости от того, насколько рационально используются национальные природные ресурсы, в том числе и земля. Одним из условий повышения эффективности ее использования является создание продуманного, гибкого и надежного оборота земельных участков, позволяющего обеспечить перераспределение их под контролем государства как в хозяйственных, так и в иных целях.
При этом вовлечение земельных участков в оборот выполняет не только функцию перераспределения с учетом реальных возможностей владельцев (в пользу тех, кто хочет и может успешно использовать землю), но еще и функцию обеспечения исполнения обязательств (например, путем залога при кредите), функцию хозяйственного маневрирования ресурсами (например, при передаче части свободных земель в аренду, доверительное управление), функцию инструмента управления ресурсами соответствующего административно-территориального образования (города, сельского района и т.п.) и т.д. Оборот земельных участков придает стабильность предпринимательской деятельности, позволяет изыскивать экономические резервы и в целом обеспечивает земельным отношениям необходимую динамичность, адекватную условиям рыночной экономики. Безусловно, земля обладает особой ценностью не только потому, что способна обеспечить экономический эффект, но и в силу тех своих качеств и естественных свойств, которые лежат за пределами сугубо меркантильного, стоимостного подхода. В связи с этим имеются значительные особенности оборота земельных участков, предопределяемые спецификой земли как основы жизни и деятельности людей, средства производства, важнейшей составной части природы и т.п.
Некоторые аспекты административной ответственности юридических
лиц за налоговые правонарушения
Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Налоговый кодекс РФ ...
Административное правонарушение и административная ответственность
Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций неза ...
Виды и функции консульских представительств
Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломат ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).