Право и закон » Государственное управление в СССР в 1950-1960 гг » Высший и местный государственный аппарат в СССР в 50-60 годы XX в

Высший и местный государственный аппарат в СССР в 50-60 годы XX в

Страница 2

В первое послевоенное десятилетие Председатель Совета Министров занимал высшее место во властной иерархии СССР, но в 1954 -1955 г.г. он был оттеснен на второй план Первым секретарем ЦК КПСС. В послевоенное время на посту председателя Совета Министров находились: И.В. Сталин (1941-1953, до 1946 – председатель совета народных комиссаров), Г.М. Маленков (1953-1955), Н.А. Булганин (1955-1958), Н.С. Хрущев (1958-1964), А.Н. Косыгин (1964-1980) и др.

К центральным органам государственного управления СССР до 1946года относились наркоматы и ведомства СССР. В марте 1946 г. в связи с преобразованием Совета народных комиссаров в Совет Министров все наркоматы были переименованы в министерства. Министерства являлись центральными отраслевыми органами государственного управления. Они осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферами. Министры их возглавляющие входили в состав правительства. Они единолично руководили порученной им отраслью, издавая приказы и инструкции.

В отличие от министерств ведомства – государственные комитеты, комиссии и главные управления – не имели четкого правового статуса. Они могли создаваться для координации деятельности министерств и ведомств по общим для всех отраслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по профтехобразованию, Главное архивное управление и т.д.). Ведомства так же подразделялись на следующие:

1) Предусмотренные Конституцией СССР и образуемые правительством. Руководители ведомств первой группы могли включаться в состав правительства. Государственные комитеты и комиссии являлись коллегиальными органами и возглавлялись соответствующими председателями. Главные управления, как и министерства, действовали на основе единоначалия.

Все министерства и ведомства СССР относились к одной из двух категорий: или к общесоюзным, или к союзно-республиканским. Общесоюзные министерства и ведомства управлялись отраслями, отнесенными Конституцией к ведению Союза ССР, и осуществляли непосредственное руководство подведомственными объединениями, предприятиями, учреждениями. Союзно-республиканские министерства и ведомства СССР управляли отраслями, отнесенными Конституцией к совместному ведению Союза ССР и союзных республик, и осуществляли непосредственное руководство только объединениями, предприятиями, учреждениями союзного подчинения, а всеми другими подведомственными объектами управления – через одноименные министерства и ведомства союзных республик. К середине 1960 годов в нашей стране в нашей стране было 600 министров и ведомств разного уровня.

Национально-государственное устройство СССР характеризовалось широкой пестротой и до начала 1960 годов не отличалось стабильностью. Оно отражало все зигзаги национальной политики Советского государства. Так, на завершающем этапе Великой Отечественной войны под надуманным предлогом волюнтаристским решением Сталина были ликвидированы, Калмыцкая, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, и Крымская АССР. В 1957-1958 годах три из них были восстановлены.

К середине 1960 годов в составе СССР насчитывалось 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 национальных округов. Союзные республики непосредственно входили в состав СССР, и за ними по Конституции сохранялось право на выход из него. Большинство автономных республик (16 из 20) располагалось на территории РСФСР.

Союзные и автономные республики считались государствами. Они имели свои Конституции и могли создавать собственные органы государственной власти и управления. Система этих органов в союзных и автономных республиках была схожей и копировала систему государственных органов СССР. Высшим органом государственной власти в союзных и автономных республиках являлись однопалатные Верховные советы, избиравшиеся населением и работавшие сессионно.

Органами государственной власти и управления на местах являлись советы и их исполнительные комитеты. По Конституции СССР 1936 года они именовались Советами депутатов трудящихся, по Конституции СССР 1977 г.- Советами народных депутатов. Система местных Советов строилась с учетом административно – территориального деления страны и включала в себя три звена: верхнее – Советы областей, краев (только в СССР), округов, городов республиканского значения; среднее – Советы районов и городов областного значения, низовое – поселковые и сельские Советы, а так же городов районного значения.

Краевые, областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы являлись выборными органами государственной власти. Все они избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий местных советов по Конституции СССР 1936 года был установлен в два года. Местные Советы работали сессионно, проводя от 4 до 6 сессий в год. При необходимости местные Советы могли формировать состоявшие из депутатов постоянные комиссии – бюджетную, школьную, коммунального хозяйства, торговли и т.д.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Источники гражданского процессуального права
Источниками гражданского процессуального права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие гражданское судопроизводство. Среди источников гражданского процессуального права в первую очередь следует назвать Конституцию РФ, являющуюся основной юридической базой российского законодательства ...

Система органов местного самоуправления муниципального образования - Куединский район Пермского края
Для прохождения учебно - ознакомительной практики выбрано муниципальное образование - Куединский район Пермского края. Цель учебно-ознакомительной практики: знакомство с системой органов местного самоуправления муниципального образования, в частности с правовым статусом, функциями и полномочиями вы ...

Стратегический анализ Одинцовского муниципального района
SWOT-анализ - это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы. Цель SWOT-анализа - сформулировать основные направления развития чере ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru