В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличается стабильностью. В 1950 году Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 году их вновь объединяют в одно ведомство – Министерство обороны СССР. До 1977 года Министерство обороны формально являлось союзно-республиканским органом, однако свои министерства обороны союзные республики в послевоенный период не образовывали. Организация управления вооруженными силами страны была строго централизована. Министерство обороны осуществляло свои функции на всей территории СССР, а так же в отношении советских войск, находившихся за рубежом. В центральный аппарат Министерства обороны входили: Генеральный штаб, управление видами вооруженных сил (сухопутных войск; военно-воздушных сил; военно-морского флота; войск ПВО; специальных войск), органы управления тылом, органы управления строительством и расквартированием войск, Главная инспекция по контролю за подготовкой и боевой деятельностью войск, Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота (оно работало на правах отдела ЦК КПСС), главные и центральные управления (кадров, финансовое, вызов и т.д.
В систему местных органов Министерства обороны входили:
1) органы управления военных округов, групп войск, округов ПВО, флотов во главе с командующими, военными советами и штабами, которые имели экстерриториальное построение и подчинялись только Министерству обороны;
2) военные комиссариаты, образовавшиеся в соответствии с административно-территориальным делением и находившиеся в двойном подчинении – вышестоящим органам Министерства обороны и местным Советам.
Начавшаяся в 1950-х годах либерализация политического строя потребовала реорганизации контрольных органов. В 1957 году вместо Министерства Государственного контроля создается Комиссия советского контроля. На нее возлагались контроль за исполнением решений правительства, за расходованием государственных средств, обнаружение и устранение недостатков в работе советского государственного аппарата. Ее компетенция распространялась не только на государственные, но и на общественные и военные учреждения. К участию в ее работе привлекались широкие слои советской общественности. В 1962 году было решено вернуться к системе двуединого партийно-государственного контроля, существовавшей еще во времена В.И. Ленина. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР функционировал три года. В 1965 году он был разделен на Комитет народного контроля при Совете министров СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.
В области охраны общественного порядка и государственной безопасности управления осуществляли Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности.
В марте 1953 года при общей реорганизации министерств МВД и МГБ объединяются в одно ведомство – Министерство внутренних дел во главе с Л.П. Берией. В июне 1953 года Берия был снят с должности и арестован. Позднее, в декабре 1953 года по решению суда его расстреляли. Это положило начало перестройке аппарата МВД: было упразднено особое совещание при МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного разбирательства дел, обновлен личный состав министерства. В марте 1954 года из МВД СССР выделился союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ).
КГБ функционировал в качестве самостоятельного органа с 1954 года по 1991 года. К его основным задачам относились: государственная безопасность, расследование государственных преступлений, разведывательная и контр разведывательная деятельность, охрана государственных границ, принятие мер по охране документов и сведений, составляющих государственную тайну, борьба с терроризмом. В 1960-е годы КГБ возглавлял деятельность, направленную против диссидентского движения.
В октябре 1964 года при активном участии КГБ был смещен со своих постов Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев.
Основные принципы гражданства
Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разде ...
Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах
Уяснение сущности хозяйственных товариществ и обществ предполагает прежде всего последовательное рассмотрение вопросов о том, какое место они занимают в систематике юридических лиц и в чем заключается уникальность организационно-правовых форм данной группы субъектов. Хозяйственные товарищества и об ...
Государственные властные структуры России
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом. Государственное управление ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).