Право и закон » Государственное управление в СССР в 1950-1960 гг » Орган управления административно-политической сферой в СССР в 50-60 годы XX в

Орган управления административно-политической сферой в СССР в 50-60 годы XX в

Страница 1

В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличается стабильностью. В 1950 году Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 году их вновь объединяют в одно ведомство – Министерство обороны СССР. До 1977 года Министерство обороны формально являлось союзно-республиканским органом, однако свои министерства обороны союзные республики в послевоенный период не образовывали. Организация управления вооруженными силами страны была строго централизована. Министерство обороны осуществляло свои функции на всей территории СССР, а так же в отношении советских войск, находившихся за рубежом. В центральный аппарат Министерства обороны входили: Генеральный штаб, управление видами вооруженных сил (сухопутных войск; военно-воздушных сил; военно-морского флота; войск ПВО; специальных войск), органы управления тылом, органы управления строительством и расквартированием войск, Главная инспекция по контролю за подготовкой и боевой деятельностью войск, Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота (оно работало на правах отдела ЦК КПСС), главные и центральные управления (кадров, финансовое, вызов и т.д.

В систему местных органов Министерства обороны входили:

1) органы управления военных округов, групп войск, округов ПВО, флотов во главе с командующими, военными советами и штабами, которые имели экстерриториальное построение и подчинялись только Министерству обороны;

2) военные комиссариаты, образовавшиеся в соответствии с административно-территориальным делением и находившиеся в двойном подчинении – вышестоящим органам Министерства обороны и местным Советам.

Начавшаяся в 1950-х годах либерализация политического строя потребовала реорганизации контрольных органов. В 1957 году вместо Министерства Государственного контроля создается Комиссия советского контроля. На нее возлагались контроль за исполнением решений правительства, за расходованием государственных средств, обнаружение и устранение недостатков в работе советского государственного аппарата. Ее компетенция распространялась не только на государственные, но и на общественные и военные учреждения. К участию в ее работе привлекались широкие слои советской общественности. В 1962 году было решено вернуться к системе двуединого партийно-государственного контроля, существовавшей еще во времена В.И. Ленина. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР функционировал три года. В 1965 году он был разделен на Комитет народного контроля при Совете министров СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.

В области охраны общественного порядка и государственной безопасности управления осуществляли Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности.

В марте 1953 года при общей реорганизации министерств МВД и МГБ объединяются в одно ведомство – Министерство внутренних дел во главе с Л.П. Берией. В июне 1953 года Берия был снят с должности и арестован. Позднее, в декабре 1953 года по решению суда его расстреляли. Это положило начало перестройке аппарата МВД: было упразднено особое совещание при МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного разбирательства дел, обновлен личный состав министерства. В марте 1954 года из МВД СССР выделился союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ).

КГБ функционировал в качестве самостоятельного органа с 1954 года по 1991 года. К его основным задачам относились: государственная безопасность, расследование государственных преступлений, разведывательная и контр разведывательная деятельность, охрана государственных границ, принятие мер по охране документов и сведений, составляющих государственную тайну, борьба с терроризмом. В 1960-е годы КГБ возглавлял деятельность, направленную против диссидентского движения.

В октябре 1964 года при активном участии КГБ был смещен со своих постов Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Разработка Конституционной комиссией проекта Конституции
Начало созданию Конституции 1993 года, нового Основного Закона Российской Федерации, было положено 16 июня 1990 года, когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России, которая и начала эту работу. Новая Конст ...

Анализ оснований и условий назначения пенсии по инвалидности
Инвалиды, как известно, представляют собой категорию лиц, наиболее нуждающихся в социальном обеспечении. Одним из наиболее распространенных и важных видов социального обеспечения инвалидов является пенсионное обеспечение. Право граждан на получение пенсии по инвалидности, так же как и право на полу ...

Законодательная власть
Законодательная власть – представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть [8]. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru