В зависимости от того, насколько имущественный принцип объединения в ТСЖ четко прописан в законе той или иной страны, ТСЖ создавались (и создаются) или на базе каждого отдельного дома (Венгрия, Словакия) или в нескольких, зачастую в очень большом количестве домов (Узбекистан, Казахстан). Созданию "формальных" ТСЖ способствовало определение в законах ТСЖ как " .объединения собственников жилых помещений в одном или нескольких жилых домах, объединенных общим земельным участком и элементами инфраструктуры). Под такое определение вполне подходит "товарищество", созданное на базе целого района города. Именно благодаря подобной формулировке возникли ТСЖ в Узбекистане или кооперативы собственников квартир (КСК) в Казахстане, формально объединяющие «до 20-70 многоквартирных домов с количеством квартир до 1,5-2 тысяч, созданные усилиями местных органов власти или представителями бывших ЖЭКов». В подобных "товариществах" собственники жилья практически не участвуют в процессе принятия решений.
В законодательстве восточно-европейских и постсоветских стран просматриваются и существенные различия в подходах к правовой основе ТСЖ, что отражается на вопросе о членстве в них. В Венгрии и Словакии членство в ТСЖ рассматривается как юридически неотъемлемая часть владения помещением в кондоминиуме. Можно сказать, что ТСЖ фактически являются "институтом частной. В странах бывшего Советского Союза к ТСЖ относятся как к "общественным объединениям", отсюда диспуты относительно добровольности или обязательности членства, имеющие результатом нечеткие или абсурдные положения в законах, приводящие к большим проблемам в регулировании отношений ТСЖ с собственниками помещений.
Создание объединения собственников жилья в многоквартирном жилом доме по законодательству является обязательным в Норвегии, Дании, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Венгрии, Чехии, Казахстане. В таких странах, как Словакия, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Молдова, объединение жильцов добровольно.
Для анализа тенденций развития ТСЖ в Санкт-Петербурге целесообразно проанализировать ситуацию в целом по РФ. Рост числа ТСЖ в РФ представлен в табл.
Таблица 2.1.2
Число ТСЖ всего по Российской Федерации, 1993-2007гг.
Год |
Число ТСЖ, всего по Российской Федерации |
Год |
Число ТСЖ, всего по Российской Федерации |
1993 |
9 |
2001 |
4 800 |
1994 |
80 |
2002 |
5 500 |
1995 |
325 |
2003 |
6 500 |
1996 |
615 |
2004 |
7 500 |
1997 |
1 875 |
2005 |
9 740 |
1998 |
3 351 |
2006 |
12 244 |
1999 |
1 875 |
2007 |
18 467 |
2000 |
4 100 |
2008 |
---- |
Динамика изменения количества ТСЖ по Российской Федерации представлена на рис.2
Рис. 2 Динамика изменения количества ТСЖ по Российской Федерации, 1993-2007гг.
Рис. 2 позволяет сделать вывод о том, в период с 1993 по 2007гг. в РФ зафиксированы два значительных колебания графика: упадок 1998-1999гг. – период кризиса, и рост с 2005г. – начало действия Жилищного кодекса РФ.
Многообразие форм государства
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму гос ...
Дискуссионные вопросы
назначения и проведения экспертиз
В современном уголовном процессе, на наш взгляд, можно выделить следующие актуальные вопросы назначения и проведения экспертизы: 1) о возможности назначения и производства экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела; 2) об обязательных случаях назначения и производства экспертиз; 3) о возможнос ...
Классификация юридического процесса
Как отмечает О.Ф. Скакун юридический процесс можно классифицировать по различным основаниям: - по правовым формам деятельности государства (правотворческий, правоприменительный, контрольно-надзорный, праворазъяснительный и др ); - по предметным материальным нормам: законодательный процесс; избирате ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).