Отметим, что в трудовом законодательстве Беларуси зафиксирована не только обязанность работника по охране труда, но и определена мера его ответственности за неисполнение этой обязанности. Так, в соответствии со статьей 198 ТК наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор и увольнение. В порядке сравнения отметим, что во французском праве установлена обязанность работников в соответствии с инструкциями, полученными от администрации, и правилами внутреннего трудового распорядка заботиться в меру своей подготовки и возможностей о своей безопасности и здоровье, а так же о безопасности других лиц. За нарушение этой обязанности работники в ряде случаев наказываются штрафами.
Здоровье и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства. Как отмечает В.И. Семенков, что состояние условий труда на производстве всегда адекватно уровню общественного прогресса. Однако это не означает, комплексная авторизация предприятий обязательно приведут к естественному улучшению условий труда. Это происходит лишь тогда, когда вместе с совершенствованием технологии производства совершенствуются и разрабатываются новые средства защиты здоровья работающих.
По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируются свыше 3 тысяч работников, из них более 200 погибают, свыше 800 получают тяжелые увечья. В результате принимаемых мер в Республике Беларусь сохранилась тенденция снижения числа потерпевших на производстве. В результате несчастных случаев на производстве в 2011 году травмировано 2349 работающих, из них 547 женщин и 16 работников в возрасте до 18 лет, погибло 196 работающих. Наименьший возраст погибших составил 17 лет (в 2010 году - 18 лет). По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда в январе-марте 2013 года в результате несчастных случаев на производстве погибло 37 работников, что на 2 человека меньше чем за аналогичный период 2012 года.
Нередко возникали ситуации, когда предприятия в силу своей финансовой несостоятельности не имели средств на выплату компенсации работникам за причиненный вред. Ярким подтверждением этому являются материалы дела, рассмотренного в октябре 2012 г. судом Октябрьского района Гомельской области, по иску С. к ЧУП "КС-Лен" о возмещении вреда, причиненного здоровью. В частности, в своем заявлении истица отмечает: "…Ответчик в начале добровольно выплачивал суммы утраченного заработка в возмещении вреда, причиненного здоровью, однако в последствии из-за тяжелого финансового положения выплаты прекратил".
Поэтому в целях усиления социальной защищённости потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещения причинённого их жизни и здоровью вреда, обеспечения мер по предупреждению и сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" был введён новый порядок возмещения вреда. В его основу было положено обязательное страхование, согласно которому при возникновении такого деликатного обязательства у работника наступает право на получение страховых выплат, осуществляемых страховщиков. В настоящее время Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 не действует. Он утратил силу в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 "О страховой деятельности", которым утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. Последнее определяет порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в
различных образовательных учреждениях
Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Ограничения прав граждан на образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в ...
Разбирательство дел о
несостоятельности в арбитражном суде. Общие положения
Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярковыявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров, поэтому попытаемся определить их, следуя основным положениям АПК. Подведомственность В соответствии со ст.33 А ...
Социально-правовое обеспечение государственных служащих
Российской Федерации
Система социально-правового обеспечения государственных служащих включает в качестве основных компонентов денежные средства, органы и учреждения, предоставляющие обеспечение, субъекты обеспечения, виды обеспечения и нормативные правовые акты. Поэтому систему социальной защиты государственных служащ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).