Согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ, дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Органы дознания, согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Согласно статье 40 УПК РФ к органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Таким образом, органы дознания принадлежат субъектам, которые можно разделить на две группы:
а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ);
б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (п. 2-4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).
На органы дознания возлагаются:
1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ и иных предусмотренных УПК РФ.
Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Кроме того, ввиду разнообразия выполняемых задач, должностные лица органов дознания выполняют различные функции, обусловленные задачами органа государственной власти, в котором они проходят службу.
Среди должностных лиц органов дознания можно выделить оперуполномоченных - должностных лиц, наделенных полномочиями по раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, а также лиц, пропавших без вести.
Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет полиция, одним из основных направлений деятельности которой является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение преступлений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц (п.п. 1-4 ст. 2 ФЗ от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции"). Согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, - полиция вправе в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.
Налоговое законодательство
Пределы действия закона во времени можно определить как границы его действия, определяющие круг общественных отношений, регламентированных юридическими нормами. Точное установление границ действия закона - это элементарное, первейшее условие правового регулирования. Оно необходимо потому, что кажды ...
Актуальные вопросы правового режима средств индивидуализации
в условиях интеграционных процессов
Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) предполагает установление единых правил экономического оборота, действующих на всей территории Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, в том числе и в отношении товаров, содержащих объекты права интеллектуальной собственности. Поэтому ...
Документы первичного учёта
Правильная организация учёта, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию — необходимое условие для составления отчётов о деятельности органов внутренних дел. Первичный учёт преступлений — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мер ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).