Право и закон » Публично-правовые начала гражданского законодательства » Понятие публично-правовых начал гражданского законодательства

Понятие публично-правовых начал гражданского законодательства

Страница 1

Критериями деления права на частное и публичное выступают предмет, метод и защищаемые интересы субъектов регулируемых отношений. Взаимодействие публично-правовых и частноправовых начал осуществляется не только на межотраслевом, но и на отраслевом уровне нормативно-правового регулирования.

Социальная обусловленность использования и назначения публично-правовых начал в гражданском законодательстве состоит в объективной необходимости государственной организации эффективного функционирования экономического оборота, проводимой посредством гармонизации интересов его участников, ограничения их прав, свобод и контроля за осуществляемой ими деятельностью.

Публично-правовые начала гражданского законодательства представляют собой его объективно обусловленные принципы, определяющие необходимость, цели, пределы, содержание и порядок использования публично-правовых средств в механизме гражданско-правового регулирования. Основными публично-правовыми началами гражданского законодательства являются принцип ограничения гражданских прав и принцип регулирования реализации гражданских прав.

Публично-правовые ограничения - это законодательное сужение объема нормативно закрепленных гражданских прав, направленное на обеспечение общенациональных интересов в сфере регулируемых гражданским законодательством общественных отношений. Объектом публично-правовых ограничений могут быть любые закрепленные в законе гражданские права и свободы, в том числе и так называемые неотчуждаемые права человека. Публично-правовые ограничения гражданских прав следует отличать от правовых обременении, которые не сужают объем гражданских прав, а лишь создают для их носителей дополнительные трудности, неудобства, обязанности.

Способами законодательного закрепления публично-правовых ограничений гражданских прав являются нормативные установления: оснований, пределов и целей ограничений; запрещающих и обязывающих предписаний; определенного (исчерпывающего) перечня объектов и круга субъектов соответствующих гражданских прав.

Основными видами публично-правовых ограничений гражданских прав являются общие и институциональные.

К общим ограничениям относятся требования гражданского законодательства:

не злоупотреблять правом;

соблюдать основы правопорядка и нравственности;

не заниматься деятельностью, создающей угрозу причинения вреда другим лицам;

руководствоваться разумностью, добросовестностью, справедливостью, гуманностью,

К институциональным ограничениям относятся требования гражданского законодательства, сужающие объем:

права собственности;

свободы договора;

права на предпринимательскую деятельность;

личных неимущественных прав.

Публично-правовое регулирование реализации гражданских прав представляет собой механизм государственного контроля за их осуществлением, состоящий в выполнении правообладателями и компетентными государственными органами предусмотренной для этого обязательной юридической процедуры. Объектом публично-правового регулирования реализации гражданских прав могут выступать любые закрепленные в гражданском законодательстве права, реализация которых затрагивает общенациональные интересы в регулируемой сфере общественных отношений.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Имущественные права детей
Как бы ни менялось отношение государства к семье и родителям, ребенок всегда имел право на получение содержания за их счет. На обязанность материально обеспечивать несовершеннолетних, а также нетрудоспособных нуждающихся совершеннолетних детей можно посмотреть и как на право ребенка на заботу со ст ...

Закон как инструмент государственного управления
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации управленческого решения. Среди инструментов государственного управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные. Общие инструменты управления – это существующие, закрепленные в правовых актах ...

Правовое регулирование деятельности ЦИК
В современной России историю ныне действующих избирательных комиссий можно вести с 1993 г., хотя и с определенными оговорками. Дело в том, что в 1993 г. избирательные комиссии были созданы на основе указов Президента РФ, а не на основе законов, да еще в условиях фактического отсутствия Конституции. ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru