Критериями деления права на частное и публичное выступают предмет, метод и защищаемые интересы субъектов регулируемых отношений. Взаимодействие публично-правовых и частноправовых начал осуществляется не только на межотраслевом, но и на отраслевом уровне нормативно-правового регулирования.
Социальная обусловленность использования и назначения публично-правовых начал в гражданском законодательстве состоит в объективной необходимости государственной организации эффективного функционирования экономического оборота, проводимой посредством гармонизации интересов его участников, ограничения их прав, свобод и контроля за осуществляемой ими деятельностью.
Публично-правовые начала гражданского законодательства представляют собой его объективно обусловленные принципы, определяющие необходимость, цели, пределы, содержание и порядок использования публично-правовых средств в механизме гражданско-правового регулирования. Основными публично-правовыми началами гражданского законодательства являются принцип ограничения гражданских прав и принцип регулирования реализации гражданских прав.
Публично-правовые ограничения - это законодательное сужение объема нормативно закрепленных гражданских прав, направленное на обеспечение общенациональных интересов в сфере регулируемых гражданским законодательством общественных отношений. Объектом публично-правовых ограничений могут быть любые закрепленные в законе гражданские права и свободы, в том числе и так называемые неотчуждаемые права человека. Публично-правовые ограничения гражданских прав следует отличать от правовых обременении, которые не сужают объем гражданских прав, а лишь создают для их носителей дополнительные трудности, неудобства, обязанности.
Способами законодательного закрепления публично-правовых ограничений гражданских прав являются нормативные установления: оснований, пределов и целей ограничений; запрещающих и обязывающих предписаний; определенного (исчерпывающего) перечня объектов и круга субъектов соответствующих гражданских прав.
Основными видами публично-правовых ограничений гражданских прав являются общие и институциональные.
К общим ограничениям относятся требования гражданского законодательства:
не злоупотреблять правом;
соблюдать основы правопорядка и нравственности;
не заниматься деятельностью, создающей угрозу причинения вреда другим лицам;
руководствоваться разумностью, добросовестностью, справедливостью, гуманностью,
К институциональным ограничениям относятся требования гражданского законодательства, сужающие объем:
права собственности;
свободы договора;
права на предпринимательскую деятельность;
личных неимущественных прав.
Публично-правовое регулирование реализации гражданских прав представляет собой механизм государственного контроля за их осуществлением, состоящий в выполнении правообладателями и компетентными государственными органами предусмотренной для этого обязательной юридической процедуры. Объектом публично-правового регулирования реализации гражданских прав могут выступать любые закрепленные в гражданском законодательстве права, реализация которых затрагивает общенациональные интересы в регулируемой сфере общественных отношений.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Согласно статье 22 ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническ ...
Понятие и особенности договора
По договору подряда на выполнение проектных и изысканных работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Сферой применение данного договора является строительство. В тече ...
Аппарат Правительства РФ: история создания, принципы
организации и деятельности
Впервые в советской истории орган, обладающий названными функциями, был создан в 1979 году: нормами ст. 34 Закона РСФСР от 3 августа 1979 года «О Совете министров РСФСР» было установлено, что аппаратом правительства РСФСР, осуществляющим подготовку вопросов для рассмотрения в Совете министров РСФСР ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).