Право и закон » Публично-правовые начала гражданского законодательства » Понятие публично-правовых начал гражданского законодательства

Понятие публично-правовых начал гражданского законодательства

Страница 2

В качестве способов публично-правового регулирования реализации гражданских прав используются обязывающие, запрещающие и дозволяющие предписания, адресованные правомочным лицам и компетентным государственным органам. Возникающие на основе этих предписаний права, обязанности и ответственность указанных субъектов составляют содержание юридической процедуры механизма публично-правового регулирования реализации гражданских прав.

Основными видами публично-правового регулирования реализации гражданских прав являются:

государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

государственное лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

государственная регламентация процедуры несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности;

государственное техническое регулирование установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, утилизации, хранению, выполнению работ или оказанию услуг;

государственная регистрация имени гражданина, места его пребывания или жительства;

особенности основных видов публично-правового регулирования реализации гражданских прав находят свое отражение в объектах, субъектах и содержании возникающих при этом правовых отношений.

Гражданское законодательство не всегда адекватно закрепляет различные аспекты публично-правовых начал (принципов). В Гражданском кодексе Российской Федерации используются взаимоисключающие понятия принципов, основных начал, общего смысла, требований гражданского законодательства (ст. 1, 6, 602, 662 ГК РФ и др.). В статье 1 кодекса, посвященной основным началам гражданского законодательства, не нашел закрепления принцип публично-правового регулирования реализации гражданских прав. Пункт 2 кодекса необоснованно исключает возможность регулирования «неотчуждаемых» прав человека. Общие публично-правовые ограничения рассредоточены по различным статьям общей и особенной частей кодекса (ст. 10, 137, 602, 662, 1065 ГК РФ и др.). Положения кодекса о возникновении соответствующих гражданских прав с момента их государственной регистрации (ст. 8, 23, 49, 131 ГК РФ и др.) не соответствуют юридической природе, назначению и практике регистрации этих прав, предусмотренной соответствующими законодательными актами.

В законодательных актах, посвященных ограничению и регулированию реализации соответствующих гражданских прав, не нашло адекватного отражения назначение этих публично-правовых начал (принципов) гражданского законодательства. Права и обязанности компетентных органов, выступающих одной из сторон правоотношений, возникающих в процессе публично-правового регулирования реализации гражданских прав, зачастую объединяются в «компетенцию», «полномочия» этих органов, что затрудняет разграничение возможного и должного поведения должностных лиц, создавая почву для различных злоупотреблений.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Понятие и структура криминалистической характеристики разбойных нападений
Термин "криминалистическая характеристика преступления" появился в криминалистике в конце 60-х годов. Прежде чем приступить к описанию криминалистической характеристики разбойных нападений, автор считает необходимым рассмотреть общие вопросы о понятии и содержании криминалистической харак ...

Участники гражданского процесса
Субъектами гражданских процессуальных правоотношений являются суд, индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и организации, которые благодаря юридическим нормам и фактам могут быть участниками правоотношений, то есть нести процессуальные субъективные права и выполнять обязанности. Данны ...

Субъектная классификация государственного контроля
В следующей части данной работы государственный контроль будет рассмотрен как деятельность уполномоченных на проведение контроля субъектов. Следует сказать, что разделение видов контроля по субъектам с учетом объектов контроля является условным, так как один субъект может оказывать контролирующее в ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru