В качестве способов публично-правового регулирования реализации гражданских прав используются обязывающие, запрещающие и дозволяющие предписания, адресованные правомочным лицам и компетентным государственным органам. Возникающие на основе этих предписаний права, обязанности и ответственность указанных субъектов составляют содержание юридической процедуры механизма публично-правового регулирования реализации гражданских прав.
Основными видами публично-правового регулирования реализации гражданских прав являются:
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
государственное лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
государственная регламентация процедуры несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности;
государственное техническое регулирование установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, утилизации, хранению, выполнению работ или оказанию услуг;
государственная регистрация имени гражданина, места его пребывания или жительства;
особенности основных видов публично-правового регулирования реализации гражданских прав находят свое отражение в объектах, субъектах и содержании возникающих при этом правовых отношений.
Гражданское законодательство не всегда адекватно закрепляет различные аспекты публично-правовых начал (принципов). В Гражданском кодексе Российской Федерации используются взаимоисключающие понятия принципов, основных начал, общего смысла, требований гражданского законодательства (ст. 1, 6, 602, 662 ГК РФ и др.). В статье 1 кодекса, посвященной основным началам гражданского законодательства, не нашел закрепления принцип публично-правового регулирования реализации гражданских прав. Пункт 2 кодекса необоснованно исключает возможность регулирования «неотчуждаемых» прав человека. Общие публично-правовые ограничения рассредоточены по различным статьям общей и особенной частей кодекса (ст. 10, 137, 602, 662, 1065 ГК РФ и др.). Положения кодекса о возникновении соответствующих гражданских прав с момента их государственной регистрации (ст. 8, 23, 49, 131 ГК РФ и др.) не соответствуют юридической природе, назначению и практике регистрации этих прав, предусмотренной соответствующими законодательными актами.
В законодательных актах, посвященных ограничению и регулированию реализации соответствующих гражданских прав, не нашло адекватного отражения назначение этих публично-правовых начал (принципов) гражданского законодательства. Права и обязанности компетентных органов, выступающих одной из сторон правоотношений, возникающих в процессе публично-правового регулирования реализации гражданских прав, зачастую объединяются в «компетенцию», «полномочия» этих органов, что затрудняет разграничение возможного и должного поведения должностных лиц, создавая почву для различных злоупотреблений.
Понятие и сущность приоритетного национального проекта «Образование»
Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005г. Президент России Владимир Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов – «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство». При проработ ...
Поощрение и ответственность государственной службы
Стимулы можно подразделить на три группы: а) льготы; 6) меры поощрения; в) меры правовой ответственности. Они различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служащие имеют право на ежегодную оплату ...
Имущественное страхование
Договор может быть заключен в пользу как страхователя, так и выгодоприобретателя. Например, ломбарды страхуют заложенное или переданное им на хранение имущество в пользу залогодателя (поклажедателя). При отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущест ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).